Гидроизоляция        29.11.2023   

Кто уполномочен устанавливать процент индексации заработной платы. Как провести индексацию заработной платы по Трудовому кодексу? Индексировать не обязан, но повысить должен

Новая редакция Ст. 134 ТК РФ

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Комментарий к Статье 134 ТК РФ

К мерам, обеспечивающим повышение уровня реального содержания заработной платы, прежде всего следует отнести индексацию заработной платы, т.е. компенсацию в целях обеспечения денежных доходов (в том числе и заработной платы), а также сбережений граждан, в связи с повышением цен. Именно об этом говорится в статье 134 Трудового кодекса РФ.


К мерам, обеспечивающим повышение уровня реального содержания заработной платы, прежде всего следует отнести индексацию заработной платы, т.е. компенсацию в целях обеспечения денежных доходов (в том числе и заработной платы), а также сбережений граждан, в связи с повышением цен. Именно об этом говорится в статье 134 Трудового кодекса РФ.

Индексация заработной платы (и других доходов) производится тогда, когда индекс потребительских цен превышает так называемый порог индексации потребительских цен.

Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Для лиц, проживающих в районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к оплате труда, размер минимальной оплаты труда, подлежащей индексации, определяется с учетом этих коэффициентов. В настоящее время индексация зарплаты в бюджетной сфере осуществляется путем пересмотра уровня минимальной оплаты труда и соответствующего повышению величины тарифной ставки 1-го разряда ETC.

Другой комментарий к Ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Реальная заработная плата - это объем тех благ и услуг, которые работник может фактически приобрести за свою номинальную (денежную) заработную плату. Этот объем зависит не только от величины номинальной заработной платы, т.е. от того размера тарифной ставки (должностного оклада), доплат, надбавок, выплат стимулирующего характера и премий, которые установлены работнику в соответствии с условиями коллективного договора и трудового договора, а также с положениями об оплате труда, действующими в организации, но и от уровня цен на товары и услуги. Рост цен приводит к уменьшению реальной заработной платы даже при сохранении ее номинального размера и как результат - к снижению уровня жизни населения. В качестве одной из государственных гарантий по оплате труда и установлено применение мер, обеспечивающих повышение уровня реальной заработной платы.

2. К числу мер, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы, относится, прежде всего, индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Порядок осуществления индексации был установлен Законом РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 (в ред. от 24 декабря 1993 г.) "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР". Под индексацией понимается установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен с целью поддержания покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан. Для индексации денежных доходов и сбережений граждан используется индекс потребительских цен на продовольственные товары, а также платные услуги. Индексация заработной платы осуществляется путем умножения ее номинальной величины на установленный индекс цен.

Механизм, предусмотренный в Законе от 24 октября 1991 г., к сожалению, не был применен к заработной плате ни разу. После признания данного Закона утратившим силу (ст. 156 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) порядок индексации не определен.

3. Наряду с индексацией Закон от 24 октября 1991 г. предусматривал возможность применения и иных методов государственного регулирования доходов населения. В Российской Федерации применяется такой способ обеспечения роста уровня реального содержания заработной платы, как регулярный пересмотр минимального размера оплаты труда, который с момента принятия Закона об индексации и до настоящего времени увеличился более чем в тысячу раз (с учетом деноминации рубля в 1998 г.).

4. Порядок пересмотра размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из соответствующих бюджетов, устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. Так, порядок изменения размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается в федеральных законах и актах федеральных органов исполнительной власти. Изменение размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливается актами органов государственной власти соответствующих субъектов, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - актами органов местного самоуправления.

5. Порядок индексации заработной платы в организациях, не находящихся на бюджетном финансировании, устанавливается коллективным договором, соглашением или локальными нормативными актами. В этих актах должен быть установлен механизм индексации, включающий в себя ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации, и т.п. Для обеспечения равенства прав и возможностей работников и недопущения дискриминации индексации должна подвергаться заработная плата всех категорий работников. Однако, поскольку в соответствии с

Читайте в статье:

  • Что говорит Трудовой кодекс РФ об индексации заработной платы
  • Какие действия должен предпринимать работодатель
  • Какие решения принимают суды по этому вопросу

Согласно ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (далее — ЛНА).

Из нормы ст. 134 ТК РФ следует, что в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, порядок индексации работодатель устанавливает в ЛНА либо, с учетом мнения представительного органа работников, в коллективном договоре. Если соответствующий ЛНА не разработан, отсутствует коллективный договор, то, даже если работодатель повышает зарплату работников, как правило, об индексации заработной платы речь не идет.

Заметим, что Московский городской суд в Апелляционном определении от 24.12.2013 по делу № 11-42489 пришел к выводу, что если в организации отсутствует коллективный договор, нет ЛНА, предусматривающего порядок индексации заработной платы, и в трудовых договорах с работниками нет соответствующего условия, требования истца об индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги удовлетворению не подлежат.

Обратите внимание!

Порядок индексации может быть установлен в отраслевом соглашении, которое, как известно, является обязательным для организаций соответствующей отрасли, не направивших в установленные сроки мотивированный отказ от присоединения к такому соглашению. Например, Федеральным отраслевым соглашением по организациям связи и информационных технологий Российской Федерации на 2015-2017 годы установлено ежегодное проведение индексации заработной платы работников отрасли. В этом случае организации не могут в коллективных договорах и ЛНА установить индексацию реже, чем раз в год.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда (Апелляционное определение от 12.12.2013 № 11-36261/13) указала, что порядок, размеры, периодичность индексации заработной платы истца должна была определяться работодателем в соответствующем коллективном договоре, соглашении, ЛНА , принятие которых, в силу ст. 8, ч. 1 ст. 22, ст. 40, 45 ТК РФ, является правом работодателя. (Заметим, что принятие ряда ЛНА или закрепление определенных положений в ЛНА является обязанностью работодателя, в частности — нормы об индексации зарплаты у небюджетных работодателей.)

При этом Конституционный Суд РФ в определении от 17.06.2010 № 913-О-О отметил, что в силу предписаний ст. 2, 130 и 134 ТК РФ индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору . Нормативные положения, предоставляющие работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, права самостоятельно (в т. ч. с участием представителей работников) устанавливать порядок индексации заработной платы, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя.

Роструд также считает, что работодатель обязан осуществлять индексацию заработной платы. Согласно письму от 19.04.2010 № 1073-6-1 в том случае, если в ЛНА организации не предусмотрен порядок индексации заработной платы, то, учитывая, что индексация заработной платы является обязанностью работодателя, необходимо внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие в организации ЛНА.

Попытки сделать индексацию заработной платы обязательной на законодательном уровне

Внести изменения в ст. 134 ТК РФ, которые сделают индексацию обязательной, в т. ч. и для организаций, не относящихся к бюджетной сфере, предлагалось неоднократно.

10 августа 2015 г. в Госдуму РФ был внесен законопроект № 858149-6 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», которым предлагается:

1. Статью 134 изложить в следующей редакции:

«Статья 134. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят ежегодно индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели обязаны проводить индексацию не реже одного раза в год в размере не ниже установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации минимального размера индексации заработной платы в субъекте Российской Федерации в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.».

2. Дополнить статьей 134.1 следующего содержания:

«Статья 134.1. Установление минимального размера индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги

В субъекте Российской Федерации нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации устанавливается минимальный размер индексации заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Минимальный размер индексации заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Минимальный размер индексации заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий, величины прожиточного минимума трудоспособного населения, роста потребительских цен на товары и услуги в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Минимальный размер индексации заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера индекса потребительских цен , утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Минимальный размер индексации заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

другими работодателями — за счет собственных средств.».

По информации Петербургского правового портала , члены кабинета министров сочли меры, предлагаемые депутатами законодательного собрания Карелии, избыточными. В правительстве выразили опасение, что это может даже привести к учащению случаев банкротства коммерческих организаций.

23 декабря 2015 г. ответственный комитет (Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов) предложил отклонить законопроект.

ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНДЕКСАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

Исходя из норм Трудового кодекса РФ и с учетом мнения Конституционного Суда РФ и Роструда, для того, чтобы избежать претензий проверяющих органов и недовольства работников, небюджетному работодателю необходимо установить в коллективном договоре либо ЛНА порядок индексации заработной платы и регулярно ее осуществлять. Рассмотрим несколько способов, которые позволят снизить для работодателя неблагоприятные последствия индексации зарплаты.

1. Определить порядок индексации заработной платы не в коллективном договоре и не в трудовых договорах с работниками, а в ЛНА, что позволит работодателю в дальнейшем при необходимости корректировать порядок индексации зарплаты, не внося изменения в коллективный договор (что достаточно сложно) или трудовые договоры (что требует оформления дополнительных соглашений со всеми работниками организации).

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Суд разъяснил, что правовое регулирование порядка осуществления индексации зарплаты как формы государственной гарантии для работников направлено на учет особенностей правового положения работодателя, не относящегося к бюджетной сфере, и вместе с тем не позволяет ему лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления компенсации, поскольку предполагает определение ее размера, порядка и условий ее предоставления при заключении коллективного договора или трудового договора либо в ЛНА , принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2014 № 1707-О

2. Если у работодателя нет возможности индексировать зарплату работников ежеквартально, в ЛНА можно предусмотреть проведение индексации один раз в год (или один раз в три года и т. п.).

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Ленинградский областной суд указывает: суд не вправе вмешиваться в вопросы установления работодателем условий оплаты труда, в т. ч. в вопросы, связанные с повышением заработной платы.

Как следует из материалов дела, Положением об оплате труда работников предусмотрена индексация заработной платы не реже одного раза в три года.

Судебная коллегия пришла к выводу, что суд первой инстанции правильно исходил из того, что действующее трудовое законодательство не содержит императивных правил в отношении обязанности работодателей, не финансируемых из соответствующих бюджетов, производить ежемесячно индексацию заработной платы, основываясь на индексе потребительских цен. Суд первой инстанции обоснованно указал в решении, что трудовым законодательством не установлены обязательные требования к механизму индексации, в связи с чем работодатель вправе самостоятельно избрать критерии для проведения индексации.

По мнению суда, нормативные положения, предоставляющие работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, права самостоятельно (в т. ч. с участием представителей работников) устанавливать порядок индексации заработной платы, обеспечивают им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя, и не могут рассматриваться как неопределенные и нарушающие их конституционные права .

Таким образом, вопросы индексации заработной платы работодателей, которые не финансируются из соответствующих бюджетов, законодателем отнесены к исключительной компетенции работодателей, которые решают вопросы об индексации заработной платы на локальном уровне с учетом конкретных обстоятельств, специфики деятельности организации, уровня ее платежеспособности . При этом усмотрение работодателя в этом вопросе ограничено тем, что разрешение данных вопросов производится совместно с работниками посредством заключения коллективного договора либо иных ЛНА с учетом мнения представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

В связи с этим иные органы, в т. ч. и суд, не вправе вмешиваться в вопросы установления работодателем условий оплаты труда, в т. ч. в вопросы, связанные с повышением заработной платы. Предметом рассмотрения суда могут быть исключительно вопросы нарушения прав работника, связанные с невыплатой работодателем заработной платы с учетом индексации, которая была произведена работодателем в период работы работника .

Определение Ленинградского областного суда от 18.09.2013 № 33-4335/2013

3. Работодатель может предусмотреть в ЛНА, определяющем проведение индексации заработной платы, необходимые условия для ее осуществления, например указать, что возможность индексации зависит от финансового положения компании.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Суд не нашел оснований для удовлетворения исковых требований об индексации заработной платы, установив, что коллективным договором предусмотрено, что рост заработной платы работников осуществляется, прежде всего, за счет увеличения объемов производства, повышения эффективности труда. То есть обязанность работодателя по индексации заработной платы не является безусловной , а зависит от различных факторов, в т. ч. экономических показателей организации. Данные положения обеспечивают работодателю возможность учитывать при осуществлении мероприятий по обеспечению индексации всю совокупность обстоятельств.

При этом судом установлено, что у ответчика имеются неисполненные денежные обязательства, в т. ч. задолженность перед работниками (истцами) на основании судебных решений, что свидетельствует о тяжелом финансовом положении предприятия, отсутствии увеличения объемов производства, повышения эффективности труда, высоких экономических показателей и, следовательно, об отсутствии условий для повышения заработной платы работникам .

Апелляционное определение Московского городского суда от 28.05.2014 по делу № 33-15195/2014

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Суд установил, что в ОАО условия и порядок индексации установлены коллективным договором.

В соответствии с п. 4.22 Коллективного договора, администрация вправе производить индексацию заработной платы с учетом роста уровня инфляции и финансового положения предприятия .

Таким образом, обязанность работодателя по индексации заработной платы не является безусловной, а зависит от финансового положения предприятия.

Как следует из отчета о финансовых результатах за январь-декабрь 2013 г., предприятие имеет убыток от финансово-хозяйственной деятельности 12 818 000 руб. Указанные обстоятельства свидетельствуют о тяжелом финансовом положении предприятия и, следовательно, об отсутствии условий для повышения заработной платы работникам .

Таким образом, вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований является верным.

Определение Приморского краевого суда от 12.08.2014 по делу № 33-7028

4. Работодатель может установить в ЛНА оптимальный для себя размер повышения зарплаты, не зависящий от индекса повышения потребительских цен, либо норму, согласно которой размер индексации будет зависеть от финансового положения работодателя.

Норма ст. 134 ТК РФ, закрепляющая проведение индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, говорит лишь о том, что рост потребительских цен является основанием для проведения индексации заработной платы, но не обязывает работодателя проводить индексацию зарплаты в точном соответствии с индексом роста потребительских цен и именно по этой причине.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Суд, установив, что работодатель до включения в Положение об оплате труда порядка индексации заработной платы, в течение нескольких лет регулярно — дважды в год — повышал работнику размер заработной платы, согласился с решением суда первой инстанции, который отклонил как необоснованные доводы истца о том, что повышение заработной платы должно производиться работодателем с применением индекса потребительских цен.

Судебная коллегия указала, что трудовое законодательство не содержит императивных правил в отношении обязанности работодателей, не финансируемых из соответствующих бюджетов, производить индексацию заработной платы, основываясь на индексе потребительских цен.

По смыслу ст. 134 ТК РФ, рост потребительских цен на товары и услуги является основанием (причиной) проведения индексации заработной платы работников, но не обязательной величиной такой индексации .

Суд отметил, что трудовым законодательством не установлены требования к механизму индексации, в связи с чем работодатель вправе самостоятельно избрать критерии для проведения индексации .

Исходя из того, что в период работы истца его заработная плата неоднократно повышалась и за период с 1 апреля 2007 г. увеличилась более чем в два раза, следует признать обоснованным вывод суда о недоказанности истцом факта нарушения его трудовых прав и, как следствие, вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Определение Ленинградского областного суда от 23.01.2013 № 33-217/2013

Если у работодателя отсутствует порядок проведения индексации (нет коллективного договора и ЛНА, в которых он был бы закреплен, в трудовых договорах с работниками отсутствует условие об индексации зарплаты), в случае судебного спора для расчета индексации заработной платы судом может быть применен индекс роста потребительских цен, рассчитываемый Росстатом и его подразделениями по субъектам РФ, что подтверждается судебной практикой.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Московский городской суд согласился с решением суда первой инстанции, которым постановлено произвести индексацию взысканной с ответчика в пользу истца заработной платы.

Судебная коллегия установила, что, рассчитывая размер суммы, подлежащей взысканию с учетом индексации, суд обоснованно руководствовался данными Мосгорстата, из которых усматривается, что динамика сводного индекса потребительских цен на товары и платные услуги для населения в Москве в процентном соотношении в ноябре 2009 г. к декабрю 2008 г. составила 109,3 %.

Проверив правильность расчета приведенного в Определении суда подлежащей взысканию суммы, судебная коллегия полагает возможным с ним согласиться, поскольку он не содержит арифметических ошибок и соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам.

Определение Московского городского суда от 27.07.2010 по делу № 33-20134

5. Отдельные работодатели избирают еще один способ: не включать в коллективный договор и ЛНА положения об индексации, рассчитывая, что это убережет их от повышения расходов на оплату труда персонала и суды в таком случае не смогут заставить их индексировать зарплату. Но, как мы уже говорили, суды могут принять решения в пользу работников, а государственная инспекция труда (ГИТ) и прокуратура вправе заставить работодателя выполнить требование ст. 134 ТК РФ, наказав его в административном порядке за его невыполнение.

ЕСЛИ ЛНА, УСТАНАВЛИВАЮЩИЙ ПОРЯДОК ИНДЕКСАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, В ОРГАНИЗАЦИИ ОТСУТСТВУЕТ

Следует заметить, что при отсутствии у работодателя, несмотря на нормы Трудового кодекса РФ, позицию Конституционного Суда РФ и мнение Роструда, ЛНА, устанавливающего порядок индексации заработной платы, обращение работников в суд с иском об обязании работодателя утвердить соответствующий ЛНА может оказаться бессмысленным.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Суд не вправе обязать работодателя принять ЛНА об установлении порядка обеспечения уровня реального содержания заработной платы работников, так как он не вправе вмешиваться в деятельность работодателя по нормотворчеству в области регулирования трудовых отношений .

Судебная коллегия согласилась с выводом суда об отказе в удовлетворении иска в части обязания ответчика принять ЛНА в соответствии с требованиями ст. 134 ТК РФ для установления порядка индексации заработной платы.

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Коми от 29.10.2012 по делу № 33-4838АП/2012

Необходимо заметить, что ГИТ или прокуратура полномочны выдать предписание об устранении нарушения требования трудового законодательства (ст. 134 ТК РФ).

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Суд указал, что индексация заработной платы истца коллективным договором, соглашениями, ЛНА ответчика не предусмотрена, а суд не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность ответчика, в связи с чем требования истца об индексации ему заработной платы в соответствии со ст. 134 ТК РФ удовлетворению не подлежат .

Апелляционное определение Московского городского суда от 18.07.2013 по делу № 11-22647/13

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Судебная коллегия по гражданским делам установила, что в обществе с ограниченной ответственностью отсутствует коллективный договор и ЛНА, которые бы предусматривали повышение должностных окладов работников ответчика. Трудовым договором, заключенным с работником, также не предусмотрена индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Суд пришел к выводу о том, что требования истца об индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги удовлетворению не подлежат.

Апелляционное определение Московского городского суда от 24.12.2013 по делу № 11-42489

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Судебная коллегия по гражданским делам согласилась с решением суда первой инстанции об отказе в выплате индексации среднего заработка за время вынужденного прогула с июля 2010 г. по январь 2014 г. Из материалов дела следует, что у ответчика отсутствует коллективный договор и ЛНА, которые бы предусматривали повышение должностных окладов работников, значительно превышающих МРОТ и прожиточный минимум как в РФ в целом, так и в Москве. Трудовым договором, заключенным с истцом, индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги также не предусмотрена.

Апелляционное определение Московского городского суда от 22.01.2015 по делу № 33-1720/2015

Напротив, в ряде судебных актов содержатся требования к работодателю о принятии соответствующего ЛНА (но не об индексации зарплаты работников в связи с отсутствием такого документа на момент вынесения решения!).

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Суд обязал ответчика в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в Положение об оплате труда работников предприятия либо принять иной ЛНА, предусматривающий порядок индексации заработной платы работникам предприятия.

Определение Ленинградского областного суда от 15.05.2013 № 33-1971/2013

Суд, сославшись на ст. 134 ТК РФ и письмо Роструда от 19.04.2010 № 1073-6-1, удовлетворил иск прокурора района в защиту интересов неопределенного круга лиц об обязании работодателя — сельскохозяйственного производственного кооператива установить порядок индексации заработной платы, так как такой порядок ни коллективным договором, ни ЛНА не установлен.

Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 19.07.2012 по делу № 33-6936/2012

Если же коллективным договором либо ЛНА все же предусмотрен порядок индексации заработной платы, суд может обязать работодателя произвести индексацию заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

В ходе рассмотрения дела суд установил, что в период с 2009 по 2010 гг. ОАО в нарушение ст. 134 ТК РФ не обеспечивало повышения уровня реального содержания заработной платы работника и не индексировало ее в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в порядке, установленном коллективным договором, отраслевым тарифным соглашением.

Принимая во внимание увеличение базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда в соответствии с индексом потребительских цен в РФ пп. 2.3, 2.4 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 годы, суд обязал ОАО произвести перерасчет заработной платы.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия считает, что задолженность взыскана правомерно.

Кассационное определение Верховного Суда Республики Бурятия от 15.08.2011 по делу № 33-2552

Суд, принимая во внимание, что отраслевым соглашением и коллективным договором, действующим на предприятии работодателя, было предусмотрено увеличение минимальной месячной тарифной ставки на величину фактического роста индекса потребительских цен Российской Федерации на основании данных Госкомстата России и совместного информационного письма Объединения РаЭл и Всероссийского комитета ВЭП в пределах средств на оплату труда, утвержденных уполномоченным государственным органом регулирования в тарифах на электрическую и тепловую энергию, а также установив, что индексация заработной платы работников исполнительного аппарата ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» работодателем не производилась, пришел к обоснованному выводу о наличии у истицы права на ее взыскание .

В заботе о работнике законодатель включил в , предусматривающую гарантию обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Гарантия включает в себя индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. На первый взгляд, все звучит замечательно. Однако, на деле статья "старая", действующая уже более 15 лет, вокруг которой баталии до сих пор не утихают. И прежде всего по вопросу – обязан ли работодатель проводить индексацию? И если да, то, когда и в каком размере?

Индексировать не обязан, но повысить должен

Даже беглый анализ судебной практики выявляет множество споров между работодателями и работниками по поводу индексации заработной платы. Часто работники обращаются в суд с требованием о понуждении провести индексацию или взыскании с работодателя зарплаты с учетом индексации и т.п. При этом в подавляющем большинстве случаев в удовлетворении требований суды отказывают.

Так, например, С. обратилась в суд с требованием о признании действий работодателя дискриминационными, поскольку с 2014 года им не проводилась индексация зарплаты. Также истец просила обязать работодателя внести изменения в трудовой договор и установить иной размер зарплаты (). В удовлетворении требований было отказано: работодатель, как указал суд, является коммерческой организацией, и вправе проводить индексацию по своему усмотрению в порядке, установленном ЛНА, коллективным или трудовым договором; вопрос отнесен к исключительной компетенции работодателя, и обязать изменить оклад истца суд не вправе.

В другом деле, работник просил взыскать заработную плату с учетом индексации, но суд отказал и в этом, аргументировав тем, что представленные ответчиком-работодателем ЛНА не предусматривают проведения индексации ().

Подобные решения можно приводить еще очень долго, и работодатели, которые несомненно знают о подобной практике, делают вывод, что вовсе и не обязаны проводить какую-либо индексацию.

Но так ли это?

Для ответа на вопрос посмотрим внимательно на формулировку , особенно первую ее часть:

"Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами".

Если мы вдумчиво вчитаемся в текст, то видно – законодатель сформулировал норму императивно: работодатель должен принимать меры для повышения уровня реального содержания зарплаты. В формулировках не содержится "волшебных" слов "вправе", "может" или т.п., которое бы свидетельствовало о свободном усмотрении работодателя в этом вопросе.

Получается, принимать соответствующие "повышающие" меры работодатель обязан.

Эту же позицию об обязательности нормы для любого работодателя независимо от формы собственности придерживается и Конституционный Суд Российской Федерации. Так, например, в прямо подчеркнуто: предусмотренное правовое регулирование не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления индексации.

Правда, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2017) (утв. Президиумом ВC РФ 15 ноября 2017 г.) в , указано на то, что по смыслу работодатель не обязан проводить именно индексацию , но может выбрать и иной способ повышения уровня реального содержания зарплаты, так как индексация – лишь один из доступных и наиболее очевидных вариантов. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий и т.п. ().

Таким образом, работодатель может выбирать между способами повышения, но вот уклониться от повышения – не может.

Своя рука – владыка?

Между тем выше приводились примеры из судебной практики, когда суды отказали работником в праве на индексацию. Нет ли здесь противоречия с позицией КС РФ и ВС РФ? Отнюдь!

Когда мы говорим об индексации, то невольно всплывает проблема двойственной природы нашего трудового законодательства. С одной стороны, законодатель старается придерживаться заданной планки о социальном государстве (ст. 7), в котором должны гарантироваться условия для достойного уровня жизни граждан, с другой, – озадачен проблемой снижения давления на участников "свободного рынка" ("частных" организаций и ИП), ограничить степень вмешательства в "свободу" трудового договора, которая и так сильно "сужена".

Как точно обозначил КС РФ: "… федеральный законодатель преследовал цель защитить работодателей, на свой риск осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность, от непосильного обременения…" ().

Отсутствие установленного у работодателя порядка индексации (или иной меры повышения) может повлечь за собой привлечение к административной ответственности по с вынесением предписания об устранении допущенного нарушения (например, ).

Суды и ГИТ исходят из того, что подобное отсутствие "порядка повышения", приводит к нарушению прав работников, поскольку не обеспечивает долгосрочной определенной перспективы для работников, не разрешает вопросы повышения заработной платы в будущем, как и не дает ответа на то, будет ли осуществлена такая индексация, ее размер и основания ().

Кроме того, в отсутствии разработанного порядка работник, по сути, лишается возможности требовать провести индексацию.

Так, например, суд отказал в удовлетворении требования о возложении обязанности на работодателя индексировать заработную плату, так как у работодателя отсутствует коллективный договор, а также ЛНА, которыми предусмотрена обязательная индексация заработной платы работников; в трудовом договоре такая обязанность работодателя также не предусмотрена. Кроме того, ответчик не относится к организациям, финансируемым за счет средств бюджета, и вопросы индексации заработной платы отнесены к исключительной компетенции работодателя, оснований для обязания ответчика проиндексировать заработную плату истца и взыскания соответствующей задолженности у суда не имеется (Апелляционное определение Московского городского суда от 6 июля 2017 г. по делу № 33-22702/2017).

Между тем, пусть этот пример работодателей не вдохновляет, поскольку, как упоминалось выше, за отсутствие порядка индексации или иной меры повышения реального уровня зарплаты, предусмотрена административная ответственность. Работник вправе пожаловаться на работодателя в ГИТ.

Нет возможности – нет повышения!

В то же время работодателю дана возможность подойти к вопросу установления порядка повышения творчески. В частности, трезво рассчитать свои финансовые возможности, экономическую ситуацию на рынке, и предусмотреть такой порядок, который будет привязан к результатам деятельности организации. Подобное законом не запрещено.

Так, коллективным договором в АО предусматривалось, что рост зарплаты осуществляется, прежде всего, за счет увеличения объемов производства, повышения эффективности труда. Исходя из этого, суд сделал вывод, что обязанность работодателя по индексации заработной платы не является безусловной, а зависит от различных факторов, в том числе экономических показателей организации. У организации на момент рассмотрения спора сложилось тяжелое финансовое положение, открыто производство о несостоятельности (банкротстве), а, значит, проведение индексации невозможно и требования об этом подлежат отклонению ().

В другом деле, суд пришел к аналогичному выводу о недостижении условий для проведения индексации (). И в третьем споре, также отказ в иске был мотивирован тем, что работодатель вправе привязать вопрос о ежегодной индексации заработной платы к определенным условиям, учитывать не только инфляцию, но и результаты своей деятельности ().

В принципе из этой судебной практики можно вывести ответ и на вопрос – обязан ли работодатель повышать зарплату именно на уровень официальной инфляции? Или может предусмотреть иной порядок? И должен ли повышать уровень зарплаты в целом, или только какую-то составную часть?

Но все же снова обратимся к содержанию : законодатель связывает необходимость проведения индексации с ростом потребительских цен на товары и услуги, используя при этом предлог "в связи", то есть индексация – следствие такого роста. Но из этого прямо не следует, что индексация привязана именно к официальным цифрам роста цен (инфляции), поскольку далее работодателю предписывается требование о разработке соответствующего порядка повышения уровня реального содержания зарплаты. Означает это то, что определение периодичности, размера и т.п. повышения реального содержания зарплаты – исключительная компетенция работодателя. Суды при разрешении споров по индексации обязаны выяснять установлен ли подобный порядок у работодателя, и если да, то руководствоваться им. Это прямо вытекает из смысла , и подтверждено судебной практикой.

То есть работодатель вправе, учитывая разные обстоятельства, устанавливать "плавающие" варианты индексации, в том числе ниже или напротив выше уровня официальной инфляции, "фрагментарной" постепенной индексации и т.п. Ранее приведенные примеры о возможности учета положения работодателя – подтверждение подобной позиции.

В то же время это не означает, что работодатель может произвольно определять размер индексации: должен быть соблюден баланс интересов работников и работодателя, учтено положение работодателя, финансово-экономические показатели, а также уровень инфляции (роста цен). То есть индексация должна максимально возможно обеспечивать реальное повышение уровня содержания зарплаты.

Так, в судебной практике встречаются случаи, когда суд не соглашался с тем уровнем индексации, который работодатель устанавливал, если он был ниже уровня официальной инфляции (), в то же время есть и решения, когда суд отказывался пересматривать размер повышения оклада, считая это внутренним делом работодателя (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 30 января 2017 № 33-1934/2017 по делу № 2-10504/2016).

Что касается вопроса о "части" зарплаты, которая подлежит индексации, то тут опять же по смыслу , работодатель сам может установить какая часть зарплаты будет повышена – так называемый "оклад" – основная часть или же будет установлена (или повышена) специальная компенсирующая надбавка, выплачена премия и т.п. Это следует и из позиции ВС РФ, озвученной в выше упомянутом .

Единственно, на мой взгляд, сомнительна позиция о том, что повышение уровня содержания зарплаты может осуществляться через премирование, и вот почему. Премии в соответствии со относятся к выплатам стимулирующего характера, то есть основная функция премии – поощрение, стимулирование к добросовестному и качественному труду. При этом выплата премий, зачастую, является правом, а не обязанностью работодателя, так как работнику не гарантируется обязательное получение премии. В то же время повышение уровня реального содержания зарплаты в связи с ростом цен требование обязательное, работнику должна быть гарантирована "компенсация" падения реального уровня дохода, то есть "индексационная". Проще говоря, функция индексации или иной "меры повышения" – в компенсации потерь в зарплате работнику, и это больше соответствует природе компенсационных выплат или "основной" части зарплаты.

Потому логичнее устанавливать либо повышение "основной" части зарплаты, либо установления, в том числе единовременной компенсационной выплаты, направленной на "погашение" потери в доходе. Премия же этой функции, можно сказать, не отвечает. Хотя с учетом озвученной позиции ВС РФ суд может учесть и выплату премии в качестве повышения.

Итак, мы рассмотрели основные вопросы, связанные с индексацией зарплаты. Подведем некоторые итоги:

Применять меры по повышению уровня реального содержания заработной платы обязан любой работодатель независимо от формы собственности (индексация).

"Частные" работодатели должны самостоятельно разработать порядок такой индексации: принять соответствующий ЛНА, или прописать порядок в коллективном договоре, и (или) включить положения в трудовой договор. Отсутствие такого порядка – нарушение закона, и влечет за собой привлечение к административной ответственности.

Работодатель, если иное не установлено , иным законом или подзаконным НПА, вправе самостоятельно установить условия проведения индексации, привязав, например, к финансовым показателям деятельности организации; определить форму (вид) повышения: индексация "оклада" или единовременная выплаты и т.п.

СТ 134 ТК РФ .

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает
индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные
учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым
законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового
права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями,
локальными нормативными актами.

Комментарий к Ст. 134 Трудового кодекса РФ

1. Реальная заработная плата - это объем тех благ и услуг, которые работник может фактически приобрести за свою номинальную (денежную) заработную плату. Этот объем зависит не только от величины номинальной заработной платы, т.е. от того размера тарифной ставки (должностного оклада), доплат, надбавок, выплат стимулирующего характера и премий, которые установлены работнику в соответствии с условиями коллективного договора и трудового договора, а также с положениями об оплате труда, действующими в организации, но и от уровня цен на товары и услуги. Рост цен приводит к уменьшению реальной заработной платы даже при сохранении ее номинального размера и, как результат, к снижению уровня жизни населения. В качестве одной из государственных гарантий по оплате труда и установлено применение мер, обеспечивающих повышение уровня реальной заработной платы.

2. К числу мер, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы, относится прежде всего индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Порядок осуществления индексации был установлен Законом РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР". Механизм, предусмотренный в данном Законе, к сожалению, не был применен к заработной плате ни разу. После признания данного Закона утратившим силу (ст. 156 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) порядок индексации не определен.

3. Наряду с индексацией Закон РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" предусматривал возможность применения и иных методов государственного регулирования доходов населения. В Российской Федерации применяется такой способ обеспечения роста уровня реального содержания заработной платы, как регулярный пересмотр минимального размера оплаты труда, который с момента принятия названного Закона и до настоящего времени увеличился почти в 3000 раз (с учетом деноминации рубля в 1998 г.).

4. Порядок пересмотра размера минимальной заработной платы в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ или органов местного самоуправления. Порядок изменения размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается в федеральных законах и актах федеральных органов исполнительной власти. Изменение размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливается актами органов государственной власти соответствующих субъектов, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - актами органов местного самоуправления.

5. Порядок индексации заработной платы в организациях, не находящихся на бюджетном финансировании, устанавливается коллективным договором, соглашением или локальными нормативными актами. В этих актах должен быть установлен механизм индексации, включающий ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации, и т.п. Для обеспечения равенства прав и возможностей работников и недопущения дискриминации индексации должна подвергаться заработная плата всех категорий работников. Однако поскольку в соответствии с не является дискриминацией установление различий и предпочтений, которые обусловлены особой заботой о лицах, нуждающихся в повышенной социальной защите, а к их числу относятся и лица с низким уровнем доходов, возможна индексация заработной платы лишь тех работников, чей доход ниже уровня, установленного для этих целей в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте (например, ниже прожиточного минимума).

6. Поскольку индексация заработной платы является не повышением ее размера, установленного трудовым договором, а предусмотренным законом способом повышения ее реального содержания, согласия работника на проведение индексации не требуется.

Индексация - это повышение зарплаты всех сотрудников организации. Обычно, их тарифные ставки (должностные оклады) увеличивают на определенный коэффициент. Если индексация проведена таким способом, оклады повысятся у всех работников предприятия.

При простом повышении работодатель может повысить оклад (тарифную ставку) отдельным работникам (по различным основаниям) или сотрудникам некоторых подразделений выборочно на разные коэффициенты.

Индексация зарплаты – обязанность работодателя

Исходя из буквального толкования понятия »государственная гарантия», работодатель не может по своему усмотрению изменять или отменять гарантии, заявленные государством.

Из этого следует, что индексация зарплаты обязанность компании. С этим согласны и специалисты Роструда (письмо от 19.04.2010 №?1073-6-1), и арбитры Конституционного суда РФ (Определение от 17.06.2010 №?913-О-О). Однако сложность заключается в том, что законодательством не установлен механизм индексации - не определен ни порядок, ни условия ее проведения.

Индексация зарплаты упоминается только в статье 134 ТК РФ. Бюджетники ее проводят в порядке, установленном »трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права». Коммерческие организации в порядке »установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами».

Наличием в коллективном договоре пункта об индексации зарплаты могут похвастаться в основном крупные компании, присоединившиеся к отраслевым соглашениям, в которых это обязательство зафиксировано. Такая норма есть, например, в Федеральном отраслевом соглашении по организациям связи и информационных технологий Российской Федерации на 2012-2014 годы, утвержденном 23.12.2011 Минкомсвязи России № ИЩ-П14-21421.

В небольших организациях не всегда заключается коллективный договор. А там, где он есть, как правило, об индексации зарплаты ни слова. В тех редких случаях, когда об индексации упомянуть не забывают, делают приписку: »При наличии у работодателя финансовых возможностей». Однако специалисты Роструда настаивают на том, что если порядок индексации заработной платы не прописан в документах организации, то в них необходимо внести соответствующие изменения (письмо Роструда от 19.04.2010 № 1073-6-1).

Ответственность работодателя

Если в коллективном или трудовых договорах содержится условие об индексации зарплаты, а фактически она не проводится, работодателя могут привлечь к административной ответственности по статье 5.31 КоАП РФ. Если индексация зарплаты не предусмотрена этими документами и не проводится компанией, то ответственность наступает по статье 5.27 кодекса (штраф до 50 000 руб.).

Если работодатель не выполняет обязательств, предусмотренных коллективным договором, работники вправе обратиться за защитой своих трудовых прав в компетентные органы, например в территориальные органы Рострудинспекции, прокуратуру, суд.

Как проводится индексация зарплаты

Разберемся, кому положена индексация зарплаты, как часто и в каком порядке ее надо проводить.

Увеличение окладов (тарифных ставок) ведет к росту расходов на оплату труда, сокращению облагаемой базы по налогу на прибыль. Эти факты могут заинтересовать как представителей налоговой инспекции, так и собственников предприятия. Во избежание проблем при оформлении документов по индексации следует сделать ссылку на нормы статей130 и 134 Трудового кодекса, а также запастись статистическими данными по инфляции, например, за предыдущий год, росту цен в регионе, изменению стоимости потребительской корзины и т. д.

Согласно Определению КС РФ от 17.06.2010 № 913-О-О индексация зарплаты производится всем лицам, работающим по трудовому договору. Никаких исключений законодательством не предусмотрено.

Внимание!

Физические лица, исполняющие работы по гражданско-правовому договору, не входят в круг лиц, на которых распространяется индексация.

Как правило, индексация зарплаты производится путем повышения на определенный коэффициент тарифных ставок или должностных окладов. Это самый распространенный, но не единственный вариант. В федеральных государственных учреждениях индексируют в целом фонд оплаты труда, а в некоторых коммерческих организациях работникам начисляют дополнительные выплаты. Мы остановимся на первом варианте - применение повышающего коэффициента к окладам работников.

В статье 134 Трудового кодекса необходимость индексации увязывается с ростом потребительских цен на товары и услуги. Но в отсутствие единого порядка работодатель вправе принять решение о выборе коэффициента индексации самостоятельно. Величина индексации зарплаты может соответствовать:

  • официально установленному (по итогам определенного периода, например квартала, полугодия, года) индексу потребительских цен по стране или в отдельном регионе;
  • величине инфляции, зафиксированной в ежегодном федеральном законе о федеральном бюджете или бюджете соответствующего региона, на территории которого работает организация;
  • росту прожиточного минимума трудоспособного населения.

При расчете коэффициента индексации отправной показатель (индекс потребительских цен, инфляции и т. п.) не является обязательной величиной. Например, при прогнозируемой инфляции в 6% заработная плата сотрудников может быть проиндексирована на 4 или 7%. Работодатель может выбрать другую произвольную величину (если другой порядок не определен трудовыми или коллективным договором). Соответственно индексация зарплаты будет проведена на эту величину.

Периодичность индексации зависит исключительно от добросовестности работодателя и финансовых возможностей организации. В зависимости от того, какой коэффициент повышения будет выбран, индексацию можно проводить ежемесячно, ежеквартально, ежегодно. В последнее время чаще проводят ежегодную индексацию. Можно ли приурочить ее не к 1 января? Да, можно. Дата изменения окладов может определяться самим работодателем или коллективным договором.

Документальное оформление индексации

Любое изменение условий трудового договора возможно только по письменному соглашению его сторон. Поэтому, если решение об индексации принято, необходимо оформить ряд документов.

Так, если индексация зарплаты в локальных нормативных актах организации (например, Положении об оплате труда или коллективном договоре) не была предусмотрена, их нужно дополнить соответствующим разделом.

Как правило, инициатива о внесении такого пункта исходит от представителей трудового коллектива, например профкома. Члены профкома на своем собрании формулируют соответствующее предложение. Не исключен вариант, что инициативу проявит администрация. В любом случае это предложение выносится на общее собрание трудового коллектива (или конференцию его представителей). Одобрение предложения об индексации общим собранием (конференцией) является основанием для внесения соответствующего положения в коллективный договор.

В нормативных актах или коллективном договоре следует прописать порядок увеличения оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции и т. п., а также указать:

  • периодичность индексации (месяц, квартал, полугодие, год) или дату ее проведения;
  • какие конкретно выплаты в рамках системы оплаты труда подлежат индексации (оклад, премии, доплаты);
  • порядок выбора (определения) коэффициента индексации.

Некоторые организации устанавливают основания ограничения размера индексации или отказа от ее проведения (например, финансовые трудности). Но если такие основания не указаны, работодатель не вправе в одностороннем порядке отказаться от индексации зарплаты или произвольно уменьшить коэффициент.

Факт индексации руководитель должен закрепить в приказе. На основании этого документа изменения вносятся в штатное расписание. При проведении индексации в нем нужно отразить новые размеры окладов.

Рассмотрим на условном примере порядок расчета, если коэффициент повышения соответствует величине инфляции, заложенной в бюджете на текущий год.

Согласно штатному расписанию, действующему с 1 января, оклад старшего бухгалтера - 45 000 руб. Коэффициент индексации соответствует величине инфляции, заложенной в бюджете на следующий год, - 1,06.

Новый оклад будет равен:
45 000 руб. х 1,06 = 47 700 руб.

Последовательно используя данную формулу ко всем должностям и профессиям, перечисленным в штатном расписании, получим новые оклады по всем работникам штата.

Увеличение размера оклада влияет на размер связанных с ним выплат. Рассмотрим на примере, как проведение индексации отразится на величине других выплат, начисляемых работнику.

Оклад работника - 20 000 руб. Ежемесячно, помимо начислений по окладу, работник получает:

Премию за выполнение плана в размере половины оклада с учетом отработанного времени;

Премию за качество продукции. Она установлена в диапазоне значений от 10 до 30% от оклада. Премия начисляется при условии выполнения плана по объему продукции и не зависит от фактически отработанного времени. При выборе конкретного значения учитывается процент допущенного брака. Если брак составляет менее 1% , то 30% от оклада, от 1 до 2% - 20%, от 2 до 4% - 10%, свыше 4% - премия не назначается;

Надбавку за наставничество - 3000 руб. в месяц пропорционально фактически отработанному времени.

Начиная с 1 октября оклады всех сотрудников проиндексированы на 1,061%. Работнику начисляется заработная плата за ноябрь. При этом месяц отработан им не полностью (из 20 рабочих дней - 19), план по выпуску продукции выполнен, доля брака составила 1,1%.

Определим величину оклада после индексации. Она равна:
20 000 руб. х 1,061 = 21 220 руб.

За ноябрь работнику будет начислено:

Оклад - 20 159 руб. (21?220 руб. : 20 раб. дн. х 19 раб. дн.);

Премия за выполнение плана - 10 079,5 руб. (21 220 руб. х 50% : 20 раб. дн. : 19 раб. дн.);

Премия за качество продукции - 4244 руб. (21?220 руб. х 20%);

Надбавка за наставничество - 2850 руб. (3000 руб. : 20 раб. дн. х 19 раб. дн.).

Общая сумма заработной платы за ноябрь составит:
20 159 + 10 079,5 + 4244 + 2850 = 37 332,5 руб.

Зарплата не должна быть меньше МРОТ

МРОТ - это еще одна государственная гарантия по оплате труда (ст. 130 ТК РФ). Она не позволяет работодателю устанавливать зарплату ниже установленного законом минимального размера, если сотрудник отработал норму рабочего времени и выполнил норму труда.