Дом с нуля        22.12.2023   

Наука и образование в первой половине XIX века. Наука и образование в первой половине XIX века - презентация Наука в первой половине 19 века презентация


Университеты. К началу 19 века в России было только одно высшее учебное заведение технического профиля – Горный институт в Петербурге. При Александре 1 был открыт Лесной институт. Николай 1 покровительствовал инженерно- техническому и военному образованию. При нем были открыты Петербургский технологический институт и Московское техническое училище, а также Академия Генерального штаба, Инженерная и Артиллерийская академия.


Средние учебные заведения. В первой половине 19 века продолжалось развитие системы женского образования, основы которой были заложены при Екатерине 2. Новые институты для дворянских дочерей были открыты в Петербурге, Москве. Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове, Иркутске и других городах.


Школы Сильно отставало развитие начального народного образования. Церковь, некоторые помещики, отдельные ведомства (например, Министерство государственных имуществ) открывали кое- где школы для детей из народа. Но общей системы начального образования не было. Значительная часть городского населения была грамотной. Среди крестьян грамотность составляла около 5%.


Наука в России. Русская наука в те годы достигла больших успехов. Профессор Казанского университета Николай Иванович Лобачевский() построил новую, неевклидову геометрическую систему. В Казанском университете в те годы работал и другой выдающийся русский ученый Н.Н. Зинин()



Cлайд 1

Cлайд 2

Проверка домашнего задания Каковы были настроения русского общества после подавления восстания декабристов? Как прявлялись оппазиционные настроения? Что такое теория официальной народности? Кто ее автор? С какой целью она была создана? Когда в России оформилась течение славянофилов и западников? Кто были их идеологи и представители? Сравните идеи «теории официальной народности» и взгляды славянофилов. Когда в России начинают распространяться социалистические теории Кто является основателем «русского социализма»? П.Я. Чаадаев Н.П. Огарев и А.И. Герцен

Cлайд 3

Система образования в первой половине XIX века Университеты Общеобразовательная школа Высшая школа Приходские училища (1 год) Для детей «самых низших сословий» Уездные училища (3 года) для детей купцов, ремесленников, др. городских жителей Гимназии (7 лет) Для детей дворян, купцов, чиновников Академии Московский университет в XIX веке Неизвестный художник. Портрет гимназиста Кайдалова

Cлайд 4

Рескрипт Николая I об основах нового устройства учебных заведений (19 августа1827 г.) Александр Семенович! Вам известно, что, почитая народное воспитание одним из главнейших оснований благосостояния державы, от бога мне врученной, я желаю, чтоб для оного были постановлены правила, вполне соответствующие истинным потребностям и положению государства. Для сего необходимо, чтоб повсюду предметы учения и самые способы преподавания были по возможности соображаемы с будущим вероятным предназначением обучающихся, чтобы каждый, вместе с здравыми, для всех общими понятиями о вере, законах и нравственности, приобретал познания, наиболее для него нужные, могущие служить к улучшению его участи, и, не быв ниже своего состояния, также не стремился чрез меру возвыситься над тем, в коем, по обыкновенному течению дел, ему суждено оставаться. Комитет, под председательством вашим занимающийся устройством учебных заведений, признал сию необходимость, но в настоящем порядке многое противно предположенному им правилу. До сведения моего дошло, между прочим, что часто крепостные люди, из дворовых и поселян, обучаются в гимназиях и других высших учебных заведениях. От сего происходит вред двоякий: с одной стороны, сии молодые люди, получив первоначальное воспитание у помещиков или родителей нерадивых, по большей части входят в училища уже с дурными навыками и заражают ими товарищей своих в классах или чрез то препятствуют попечительным отцам семейств отдавать своих детей в сии заведения; с другой же, отличнейшие из них, по прилежности и успехам, приучаются к роду жизни, к образу мыслей и понятиям, не соответствующим их состоянию. Неизбежные тягости оного для них становятся несносны, и оттого они нередко в унынии предаются пагубным мечтаниям или низким страстям. Николая I

Развитие образования

  • В самом начале XIX в. в России окончательно сложилась система высшего, среднего и начального образования. Проведенная в 1803 г. реформа в области образования привела к созданию в каждом губернском городе гимназии, а в каждом уездном городе уездного училища. Приходские училища создавались и в сельской местности. Причём, несмотря на провозглашенную «непрерывность» образования, для детей крепостных доступны были только приходские училища. Для управления образовательными учреждениями было создано Министерство народного просвещения.

Развитие наук в России

  • Биология
  • Медицина
  • Геология
  • Астрономия
  • Математика
  • Физика
  • Химия

Биология

  • К началу века богатейший фактический материал о развитии живых организмов и систем нуждался в серьёзном переосмыслении. Если прежде господствовало убеждение в неизменяемости растений и животных, то теперь оно оказалось опровергнуто в свете открытий геологов и биологов разных стран. Ученые- ботаники и зоологии собрали прекрасные коллекции животных и растений Сибири, Дальнего Востока, Русской Америки. В 1812 г. был основан Крымский ботанический сад, ставший на долгие десятилетия одним из центров русской ботаники.

  • В 1806 г. утверждал, что земная поверхность и населяющее ее существа со временем претерпевают коренные изменения.
  • В 1816 г. выдвинул и доказал идею о том, что все явления в природе обусловлены естественными причинами и подчинены общим законам развития.
  • Его работа «Всеобщий закон развития природы» (1834) обосновала представления о развитии живых рганизмов.(предшественник Ч.Дарвина и его учения.

Иван Алексеевич Двигубский

Иустин Евдокимович Дядьковский

Карл Максимович Бэр


Медицина

  • Н.И. Пирогов-профессор Медико-хирургической академии. В годы Крымской войны он впервые на поле боя применял наркоз во время операции, использовал для лечения переломов гипсовую повязку.

Геология

  • Период бурного развития переживала в эти годы геология. Острый характер приобрела борьба между сторонниками двух теоретических направлений- «нептунистами» (считавшими, что все геологические процессы обусловлены действием воды) и «плутонистами» (полагавшими, что основой этих процессов является наличие «центрального огня» внутри Земли). Большинство геологов стояло на позициях плутонизма.

Астрономия

  • В астрономии шёл медленный процесс накопления знаний, приведший в последующем к настоящей революции в этой науке. Главным достижением стало создание мощных телескопов, которые позволяли составить более детальное описание Солнечной системы. Особое значение для развития астрономии в России имело открытие в 1839 г. Пулковской обсерватории. Она стала центром астрономических работ в нашей стране и была оснащена по последнему слову тогдашней техники.

Математика

  • Высшая математика, преподававшаяся прежде лишь в военно-технических школах, стала теперь одним из основных предметов во всех университетах страны. В них были открыты специальные физико-математические факультеты. Особенно велик был вклад в развитие математической физики Михаила Васильевича Остроградского. Наибольших успехов математики России добились в геометрии, где были сделаны открытия мирового уровня. Самым ярким из них стало создание в 1826 г. неевклидовой геометрии профессором Казанского университета Николаем Ивановичем Лобачевским. Окончательное признание открытие Лобачевского получило позже.
  • В области физики XIX век начался с изобретения первого источника электрического тока, в результате чего вся мировая наука и техника вступили в качественно новый этап развития. В России первая работа в этой области появилась уже в 1801 г. В 1802 г. Василий Владимирович Петров разработал гальваническую батарею. Она позволяла получать устойчивую электрическую Дугу - прообраз будущей электрической лампочки. В Западной Европе такая дуга была создана лишь 7 лет спустя. Уже эти первые исследования диктовали необходимость разработки теории электрических явлений. Над ее созданием трудились многие ученые, но наибольших результатов удалось достичь Борису Семеновичу Якоби и Эмилию Христиановичу Ленцу. В 1833 г. Ленц установил правило определения направления движущей силы индукции (закон Ленца), а спустя год на этой основе был изобретен электродвигатель с вращающимся рабочим валом. В 1840 г. Якоби изобрел гальванопластику - метод нанесения тонкого слоя металла на нужную поверхность с помощью электричества.Все это создавало предпосылки для крупнейших технических изобретений, основанных на электрической энергии. Уже в 1832 г. Павел Львович Шиллинг создал первый в мире практически пригодный электрический телеграф - прибор для передачи письменных сообщений по проводам. В 1850 г. Якоби изобрел буквопечатающий аппарат для телеграфа.

Василий Васильевич Петров

Гальваническая батарея

Эмилий Христианович Ленц

Борис Семёнович Якоби

Павел Львович Шиллинг


  • Российские исследователи трудились во всех отраслях химии - теоретической, органической, неорганической. Константин Сигизмундович Кирхгоф разработал способ получения глюкозы. Кристиан Иоганн Гротгус, работавший в Литве, открыл основной закон фотохимии, согласно которому химическое превращение вещества может вызвать только тот свет, который поглощается самим этим веществом. В 1840 г. Герман Иванович Гесс открыл основной закон термохимии, выражавший принцип сохранения энергии применительно к химическим процессам.
  • В 1826-1827 гг. Петр Григорьевич Соболевский и Василий Васильевич Любарский положили начало порошковой металлургии. У истоков органической химии в России стояли А. А. Воскресенский, Ю. Ф. Фрицше, Н. Н. Зинин.
  • Открытия русских ученых первой половины века предвосхитили расцвет химии во второй половине XIX - начале XX в.

Источники:

  • Учебник истории России. 8 класс.(А. А.Данилов, Л. Г. Косулина)
  • Поисковая система «Яндекс»
  • Яндекс.Картинки
  • Сайт. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.(http://school-collection.edu.ru/)

Презентация на тему "Образование и наука. Русские первооткрыватели и путешественники" по истории в формате powerpoint. Цель данной презентации для школьников познакомить учащихся с развитием образования и науки в первой половине 19 века. Автор презентации: учитель истории, Антоненкова А.В.

Фрагменты из презентации

Развитие образования в первой половине XIX века

  • В 20-50 – е годы отношение правительства к нуждам образования изменилось. Теперь школа была нацелена на воспитание нравственности, основанной на религиозных началах.
  • Увеличивалось и число высших учебных заведений. Особенно быстро развивались училища по подготовке специалистов в различных областях. Рос объём литературы для всех слоёв населения. Развивалось и библиотечное дело. В 30-40 –е годы библиотеки были открыты по инициативе местной общественности в большинстве уездных и губернских городов.
  • Совершенствование системы образования во многом способствовало развитию отечественной науки.

Развитие науки

Биология
  • Двигубский Иван Алексеевич - естествоиспытатель. Из семьи священника. Среднее образование получил в Харьковском Коллегиуме, по окончании которого был оставлен там учителем риторики. В 1793 г. поступил в на медицинский факультет Московского университета, в 1796 г. окончил его с золотой медалью и был назначен смотрителем кабинета естественной истории. В 1798 г., представив диссертацию, произведен в должность адъюнкта и начал преподавать естественную историю и физику в Благородном пансионе. В июле 1802 г. защитил диссертацию первый опыт описания фауны Московской губ., и получил степень доктора медицины, после чего "для усовершенствования в естественной истории, химии врачебном веществословии" был командирован заграницу.
  • Карл Максимович Бэр. Родился 17 февраля 1792 г., имение Пип (Эстляндия). Умер 16 ноября 1876 г., Дерпт. Естествоиспытатель. Иностранный член-корреспондент РАН с 20 декабря 1826 г., ординарный академик по зоологии с 9 апреля 1828 г., иностранный почетный член с 28 октября 1830 г., вторично ординарный академик с 11 апреля 1834 г. по 27 октября 1862 г., почетный член со 2 ноября 1862 г. с правом присутствия и голоса в заседаниях.
Медицина

Н.Н. Пирогов Являлся основоположником военно – полевой хирургии. В годы Крымской войны применял наркоз Использовал для лечения переломов неподвижную гипсовую повязку.

Астрономия

Шёл медленный процесс накопления знаний, который привёл в последствии к революции в этой науке. Главным достижением стало создание мощных телескопов, которые позволили составить более детальное описание Солнечной системы. В 1839 году была создана Пулковская обсерватория, ставшая центром астрономических работ.

Математика
  • Лобачевский Николай Иванович (1792-1856), русский математик, создатель неевклидовой геометрии (геометрия Лобачевского).
  • Ректор Казанского университета (1827-1846).
  • Труды по алгебре, математическому анализу, теории вероятностей, механике, физике и астрономии.
  • В 1826 г. профессор Казанского университета Н.Н.Лобачевский создал неевклидову геометрию, которая нашла практическое применение только во II- половине XX-века.
Физика
  • Петров Василий Владимирович (1761-1834), российский физик, один из первых российских электротехников, академик Петербургской АН (1809).
  • Ленц Эмилий Христианович (1804 – 1865), русский физик и электротехник, академик Петербургской АН (1830), ректор Санкт-Петербургского университета (с 1863).
  • Выдающийся вклад в физику составили работы Ленца по электромагнитной индукции и нагревательному действию тока.
  • Им установлено знаменитое правило направления электродвижущей силы индукции (закон Ленца).
  • В 1842 г. независимо от Дж. Джоуля Ленц открыл закон теплового действия электрического тока (закон Джоуля - Ленца).
  • Совместно с Б.С.Якоби впервые разработал методы расчета электромагнитов в электрических машинах.
  • Якоби Борис Семенович (наст. имя и фам. Мориц Герман фон Якоби,) (21 сентября 1801, Потсдам - 11 марта 1874, Санкт-Петербург), российский физик и изобретатель в области электротехники,
  • Б.Якоби и Э.Ленц разработали теорию электрических явлений на основе которой был созданы электродвигатель и гальванопластика.
  • Б. Якоби изобрел буквопечатающий аппарат в 1839 г. Этот аппарат стал практически первым телеграфным записывающим устройством и действовал на подземной линии Петербург - Царское Село.

Русские путешественники и первооткрыватели

  • В 1803 г. на кораблях « Надежда» и « Нева» отправились в экспедицию на исследования северной части Тихого океана. В ходе плавания были нанесены на карту более тысячи километров берегов Сахалина, собраны наблюдения о многих районах через которые проплывали.
  • Открыл один из островов Гавайского архипелага, названный его именем. Собрал много данных об Алеутских островах и Аляске, островах тихого и Ледовитого океанов.
  • Участник первой русской кругосветной экспедиции. В 1819 – 1821 гг. на шлюпках « Восток» и « Мирный» отправились в путешествие. 16 января подошли к берегам неведомой Антарктиды. Ими была открыта группа островов, названная островами Россиян. Были сделаны важнейшие географические открытия, привезены ценные коллекции, данные наблюдений за водами Мирового океана и ледяными покрытиями нового континента.
  • Исследовал территории, примыкавшие к Тихоокеанскому побережью Северо-Западной Америки, установил торговые связи с Калифорнией, Гавайскими островами, Китаем. По распоряжению Баранова в 1812 году основан Форт Росс в Калифорнии. Также основал большинство русских поселений на Аляске, в том числе Новоархангельск (с 1867 года - Ситка) и перенес туда центр Русской Америки. За «…усердие его к заведению, утверждению и расширению в Америке российской торговли» в 1799 году император Павел I Петрович наградил Баранова именной медалью
  • 23 ноября (5 декабря) 1813), Дракино, Костромской губернии - 17 (29) апреля 1876, Санкт-Петербург) - российский адмирал (1874 год), исследователь Дальнего Востока, основатель города Николаевск-на-Амуре. Доказал, что устье Амура доступно для входа морских судов и что Сахалин - остров.
  • В 1822-1825 гг. совершил кругосветное путешествие и оставил потомкам описание увиденного. В 1852-1855 гг. во время экспедиции были открыты острова Римского – Корсакова, удалось побывать в закрытой Японии и даже подписать с ними договор.

Образование и культура в 17 веке вышли на совершенно новый уровень. Только в этот период культура смогла отойти от канонов, диктуемых религией и обратиться более приземленным ценностям человеческой жизни.

Важнейшим для страны событием стало начало книгопечатания в 1533 году. Первой изданной книгой с выходными данными стал труд «Апостол». Напечатали ее Иван Федоров и Петр Мстиславец. Но, только через почти сто лет, в 1633-м увидел свет первый букварь, составленный Василием Бурцевым. Далее, в 1648 вышла «Грамматика» Милетия Смотрицкого. А в 1670-м начали издавать новую азбуку.

В стране открывались новые учебные заведения. Так, в 1665-м открыта школа для подготовки подьячих для службы в госучреждениях в Заиконоспасском монастыре, а в 1680 – школа была организована при Печатном дворе. По инициативе Сильвестра Медведева открывается Славяно-латинское училище (с 1701 года - академия). Это было первое высшее учебное заведение в России.

Правительство оказывало серьезную поддержку распространению грамотности в среде посадских людей. В страну приглашались иностранные ученые для преподавания светских дисциплин и монахи для преподавания наук духовных.

Культура россии в 17 веке, так же, получила немалое развитие. 17 век – время появления новых жанров в литературе: бытовые сатирические повести («Повесть о Ерше Ершовиче»), драматургия, поэзия. Последние 2 жанра были основаны Симеоном Полоцким. Он же стал автором первых пьес, поставленных в русском придворном театре, который был основан в 1670 году. Основоположником еще одного направления в литературе, биографического, стал протопоп Аввакум, автор небезызвестного «Жития».

Много нового принес 17 век и в живопись. Во второй половине17 века зародилась светская портретная живопись, которая привнесла элементы сходства изображений и тех лиц, с которых писались портреты. Ее основоположник, Ушаков, работал в Оружейной палате Кремля, а так же, при художественном центре. Он изобразил наиболее выдающихся людей эпохи на иконе «Богоматерь Владимирская».

Появился новый архитектурный стиль, возникший в результате слияния барокко и традиций русской архитектуры. Он получил название нарышкинского (московского) барокко. Для зодчества того периода характерны цветной декор, многоярусность, симметричные композиции. Наиболее яркие примеры: церкви Спаса Нерукотворного в Уборах (1679 г.) и Покрова в Филях (1693 г.). 17 век - это время возведения первых каменных строений бытового назначения. Примером могут послужить – московские гостиные дворы, Поганкины палаты (Псков).

Развитие науки и новых технологий подстегивалось потребностями быстро развивающегося государства. Для русских мастеров того периода характерны серьезные познания в математике, химии, физике. Доказательством тому служит «Устав ратных, пушечных и других дел». Анисия Михайлова. Освоение новых территорий (экспедиции Хабарова, Дежнева и других) приводит к быстрому развитию географии.