Деревянный дом        06.08.2023   

Сеялки и посадочные машины. Подобрать технологии ремонта рабочих органов кормоуборочных машин (режущий аппарат, измельчающий барабан, транспортирующее устройство)

Режущий аппарат. Такой аппарат состоит из пальцевого бруса и ножевой полосы, включающей в себя спинку и головку ножа, сегменты. Основные дефекты режущего аппарата: износ режущей кромки; выкрашивание сегментов; износ режущей кромки противорежущих пластин пальцев; ослабление крепления сегментов и противорежущих пластин; деформация ножевой поло­сы и ее поломка; деформация пальцев и их поломка.

У дефектных сегментов срубают головки заклепок и выбивают их из спинки ножа. Устанавливают новый сегмент и приклепывают его заклепками размером 5x14 мм на стальной балке, в которой расположены сферические углубления диаметром 10 мм. Форми­руют головку заклепки ручной обжимкой диаметром 10 мм. Этой же обжимкой подтягивают ослабленные заклепки крепления сег­ментов.

Затупленные сегменты косилок (без насечки) затачивают на спе­циальных станках. Угол заточки 18. ..23°. При заточке нельзя допус­кать перегрева режущих кромок, так как при высокой температуре может произойти отпуск закаленной зоны и резко понизится ее из­носостойкость. При износе противорежущих пластин пальцев их заменяют. Для этого снимают палец, срубают зубилом головку зак­лепки, выбивают ее, устанавливают новую пластину и прочно зак­репляют заклепкой размером 6x28 мм.

При обжатии заклепок или замене изношенной пластины сле­дят, чтобы потайные головки заклепок не выступали над поверхно­стью пластин. Пластина должна прилегать всей плоскостью к по­верхности пальца. Режущие кромки пластин должны равномерно выступать за края пальца с каждой стороны (разность выступания кромок не более 1,5 мм).

Прямолинейность стенки ножа проверяют на поверочном брусе (допускается прогиб не более 2 мм). Спинку правят на плите удара­ми молотка. При скручивании ножевую полосу зажимают в тиски и правят с помощью специального ключа. В случае поломки (обрыва) спинку ножевой полосы можно восстанавливать сваркой. Для этого удаляют по сторонам от места поломки по два-три сегмента. В месте излома снимают фаски 3 х 45° и размещают спинку на специальном кондукторе.

Поломанные пальцы заменяют, а деформированные - правят ударами молотка или посредством трубы, которую надевают на но­сок пальца и отгибают его в нужную сторону.

После ремонта собранный режущий аппарат должен отвечать следующим требованиям. Рабочие поверхности противорежущих пластин пальцев должны находиться в одной плоскости, отклоне­ние не более 0,6 мм. Контролируют отклонение щупом и повероч­ной линейкой, накладываемой поочередно на три рядом располо­женных пальца. Зазоры между пальцевым брусом и привалочными поверхностями пальцев не более 0,3 мм для одинарных пальцев и 0,5 мм для двойных; между боковыми упорами одинарных пальцев не более 0,5 мм; между сегментами и прижимами ножа не более 0,5 мм.

Нож в пальцевом брусе и направляющей должен перемещаться от руки. Длину шатуна регулируют так, чтобы при крайних положе­ниях ножа сегменты располагались симметрично относительно противорежущих пластин пальцев, а также зубцы насечки вершин сегментов не выходили за пределы режущих кромок противорежу­щих пластин пальцев.

При крайних положениях ножа сегменты и противорежущие пластины пальцев должны прилегать один к другому. Допускается зазор между противорежущими пластинами и сегментами в пере­дней части до 0,8 мм, а в задней - 0,8...1,0 мм. При этом зазор в пе­редней части сегмента меньше, чем в задней, не более чем на 0,2 мм зазор между сегментом и прижимами 0,7 мм.

Структура РОБ хозяйства. Расчет объемов работ по ремонту и ТО в центральной ремонтной мастерской. Календарное планирование ремонтно-обслуживающих работ.

Структура, размеры и функции объектов ремонтно-обслужива­ющей базы (РОБ) обусловлены работами, выполняемыми при об­служивании и ремонте машин. Анализ этих работ показывает, что они должны быть централизованными и децентрализованными. Часто повторяющиеся и технически несложные виды работ, не тре­бующие оборудования, сложных приборов, выполняют на местах работы или хранения машин и оборудования (или вблизи от них) без вывода из эксплуатации (передвижные ремонтные мастерские, агрегаты ТО, пункты технического обслуживания, базы снабжения, магазины).

Для выполнения технологически сложных ремонтных работ не­обходимо организовать предприятия более высокой оснащенности (центральные ремонтные мастерские, станции технического обслу­живания, цехи по ремонтусложных машин,мастерские общего на значения и др.) с частичным выведением машин и оборудования из эксплуатации.

Ремонтные и другие работы высокой сложности (восстановление деталей) следует выполнять на предприятиях с высокой осна­щенностью производства, высокой квалификацией рабочих и ин­женерно-технических работников.

Эти обстоятельства обусловили построение трехзвенной струк­туры РОБ, определили функции каждой структурной единицы, а выявленные объемы ремонтно-обслуживающих и других сервис­ных работ - размеры и размещение объектов базы.

Главное назначение РОБ - максимальное удовлетворение по­требностей сельского товаропроизводителя, а также предприятий перерабатывающих отраслей АПК в поддержании и восстановле­нии работоспособности машин и оборудования. Ремонтно-обслуживающая база должна отличаться многообразием исполнителей и производств, обеспечивать создание рынка услуг, противодейство­вать монополизму в выполнении работ технического сервиса.

Первичные производители сельскохозяйственной продукции мел­котоварного назначения (крестьянские хозяйства, семейные фермы) должны иметь собственную производственную базу для проведения несложного ремонта, технического обслуживания тракторов, ком­байнов и сельскохозяйственных машин (сарай, навес и площадка с твердым покрытием для хранения машин, комплекты инструмен­тов, приборов и приспособлений для проведения ТО, настройки и регулировки машин).

Сложные виды ТО и ремонта целесообразно проводить в ремон­тных мастерских крупных хозяйств, на ремонтных предприятиях агропромсервиса на договорной основе. С увеличением числа фер­мерских хозяйств возрастает потребность в ремонтно-технологическом оборудовании, особенно в комплектах переносного обору­дования и передвижных технических средствах.

Ремонтно-обслуживающая база сельскохозяйственных предприятий состоит из объектов на центральной усадьбе, в отделениях, брига­дах, на фермах, а также в виде передвижных средств ТО и ремонта.

Ремонтно-обслуживающая база на центральной усадьбе хозяй­ства в своем составе должна содержать четыре технологических сек­тора.

Сектор ТО и ремонта сельскохозяйственной техники включает в себя: центральную ремонтную мастерскую Г" (ЦРМ), открытые площадки и навесы для ремонта сельскохозяйственных машин, материально-технический склад с площадкой для погрузки и выгрузки, площадки (или помещение) для наружной очистки машин.

Ремонтная мастерская может быть размещена в нескольких зда­ниях. В ее состав кроме основных отделений (механического, куз­нечного, сварочного и т. п.) входят посты ТО и диагностирования тракторов и комбайнов, а также разборочно-сборочное отделение.

При недостатке площади в мастерской ремонт крупногабаритных машин (комбайнов) проводят в отдельных помещениях (цехах).

Сектор длительного хранения (машинный двор) включает в себя: закрытые помещения (гаражи), навесы, площадки для хранения машин, рабочих органов, подъемно-транспортного оборудования, для сборки вновь поступивших машин и разборки списанных; помещения для хранения деталей, сборочных единиц, агрегатов снятых с машин на период их хранения.

На машинном дворе организуют хранение машин и оборудова­ния, подготовленных к работе, Специальных машин общехозяй­ственного назначения, тракторов, комбайнов и других сложных ма­шин, подлежащих ремонту в ЦРМ.

Сектор межсменной стоянки и ТО автомобилей содержит открытые площадки и отапливаемые гаражи. На меж­сменной стоянке находится техника специализированных отрядов и других механизированных подразделений, базирующихся на цен­тральной усадьбе.

Сектор хранения и выдачи нефтепродуктов состоит из емкости для хранения нефтепродуктов, устройства для залива топ­лива в цистерны заправочных агрегатов и постов заправки машин.

Кроме указанных выше секторов на центральной усадьбе хозяй­ства предусматривают служебно-бытовые здания, где должны быть комната отдыха, учебная комната, гардеробы для рабочей и домаш­ней одежды, душевая, санузел.

6.3. Типы ремонтно-обслуживающей базы в зависимости от числа тракторов в хозяйстве

Ремонтно-обслуживающая база хозяйства может быть следую­щих типов (табл. 6.3):

тип А - каждое подразделение хозяйства (бригада) представляет собой самостоятельный хозяйственный центр, где размещена зак­репленная за ним техника и создана ремонтно-техническая база. РОБ на центральной усадьбе хозяйства включает в себя ЦРМ, мате­риально-технический склад, машинный двор, автогараж, нефте­склад, административно-бытовое здание и т. д.;

тип Б - на центральной усадьбе находится хозяйственный Центр одного подразделения хозяйства (бригады) и базируется зак­репленная за ним техника. В состав РОБ кроме обязательных объек­тов (ЦРМ, машинного двора, автогаража и нефтесклада) входит ре монтно-технологическая база подразделения (бригады). Другие от­деления (бригады) имеют свои РОБ;

тип В - все подразделения находятся в одном хозяйственном центре, где базируют всю технику. Хозяйства этого типа невелики по размерам. На центральной усадьбе сосредоточивают весь комплекс сооружений РОБ, включая ЦРМ, машинный двор, автогараж, нефте­склад с постом заправки, сектор межсезонной стоянки машин и др. На центральном машинном дворе хранят всю технику.

ЦРМ предназначены для проведения текущего ремонта, ТО тракторов, комбайнов, автомобилей, землеройной и мелиоратив­ной техники, сельскохозяйственных машин, оборудования живот­новодческих ферм и комплексов, энергетического и электротехни­ческого оборудования и др.

Машинный двор (в типовом решении) включает в себя: помеще­ния (гаражи, сараи, навесы); площадки с твердым покрытием или профилированные для хранения техники; площадки для регули­ровки машин и комплектования МТА; склад для хранения состав­ных частей, снимаемых с машин при длительном хранении; пост консервации и оборудование для нанесения антикоррозионных по­крытий (защитных смазок, предохранительных составов, лакокра­сочных покрытий); погрузочно-разгрузочную эстакаду; площадку для разборки машин и дефектации деталей списанной техники; по­мещение для оформления и хранения документов; противопожар­ное и другое стандартное оборудование.

Автогараж с профилакторием представляет собой отапливаемые помещения с участками для ТО и текущего ремонта подвижного со­става.

Размещение резервуаров на нефтескладе может быть подзем­ным, наземным и наземно-подземным.

Ремонтно-обслуживающая база в подразделениях хозяйства (бригадах) включает в себя сооружения и площадки, оснащенные технологическим оборудованием дли проведения первого, второго и сезонного технических обслуживании тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин, регулировки и комплектования их в агрегаты, стоянки агрегатов и машин между сменами, текущего ре­монта несложных сельскохозяйственных машин, хранения закреп­ленной за подразделением техники. В состав базы входят: мастерс­кая с постом технического обслуживания и складом для хранения снимаемых деталей; пост заправки нефтепродуктами; отапливае­мый гараж для стоянки тракторов, эксплуатируемых в холодное время года; площадки для наружной очистки машин, ремонта, регу­лировки рабочих органов и комплектования агрегатов; площадки для длительного хранения машин; стоянки тракторных агрегатов и прицепов в межсезонное время; служебно-бытовые помещения, где оборудуют красный уголок, комнаты отдыха и приема пищи, душ, гардероб, помещения для сушки рабочей одежды и ее периодичес­кой чистки (стирки).

Размещение объектов РОБ подразделения зависит от располо­жения населенного пункта относительно массива полей, состояния дорог, продолжительности сезона полевых работ, равномерности загрузки техники и др.

На полях, удаленных от населенного пункта, организуют РОБ сезонного функционирования.

Ремонтно-обслуживающую базу подразделения создают по ти­повым проектам, обеспечивающим обслуживание до 40 тракторов и соответствующего количества сельскохозяйственных машин в от­делении (бригаде)хозяйства.

Ремонтно-обслуживающую базу машин и оборудования живот­новодческих ферм и комплексов размещают в отдельно стоящем здании или в блоке подсобно-вспомогательных помещений, осна­щая его оборудованием для ТО и текущего ремонта машин и обору­дования ферм и комплексов.

Для ТО и ремонта машин растениеводства на месте их использо­вания применяют передвижные средства, принадлежащие непос­редственно хозяйствам или районному ремонтно-техническому предприятию (РТП). Передвижные средства ТО и ремонта исполь­зуют в сочетании со стационарными объектами РОБ.

К передвижным средствам относятся: агрегат технического об­служивания; механизированный заправочный агрегат; ремонтная или ремонтно-диагностическая мастерская; диагностическая уста­новка; мастерская для ТО и ремонта оборудования нефтескладов и установка для очистки резервуаров; мастерская для ремонта средств связи и др.; мастерская для ремонта электронных средств.

На расстоянии, безопасном в противопожарном отношении, же­лательно предусмотреть навес с ограждением для хранения топливно-смазочных материалов; резервуар для дизельного топлива вмес­тимостью 3...5 м 3 , бочки вместимостью 200 и 100 л, ручной насос для перекачки нефтепродуктов, маслораздаточный насос-дозатор.

Предприятия технического сервиса районного уровня включают в себя районное ремонтно-техническое предприятие (РТП) или ремон­тные предприятия агрокомбината, агрофирмы, имеющие в своем со­ставе станции технического обслуживания энергонасыщенных трак­торов, автомобилей, оборудования животноводческих ферм, сложных уборочных машин; ремонтную мастерскую общего назначения; тех­нический обменный пункт, снабженческо-сбытовое подразделение. На их базе возможно создание фирменного технического сервиса.

Станции технического обслуживания относятся к специализиро­ванным предприятиям районного уровня и предназначены для ТО и текущего ремонта энергонасыщенных тракторов, автомобилей и оборудования животноводческих ферм. Капитально отремонтиро­ванные составные части для текущего ремонта поставляют специа­лизированные ремонтные предприятия областного уровня.

Мастерские и цехи районного предприятия по ремонту комбайнов, Других сложных машин и их составных частей специализируются на ремонте зерноуборочных комбайнов, корне- и ботвоуборочных ма­шин, картофеле-, кукурузо-, силосо-, кормо- и хлопкоуборочных комбайнов (или машин). Цехи по ремонту комбайнов выполняют ремонт на готовых агрегатах, капитальный ремонт которых прово­дят на специализированных предприятиях.

Составные части самоходных комбайнов, унифицированные с тракторными, ремонтируют на специализированных предприятиях по кооперации. Специализированные комбайноремонтные пред­приятия выполняют капитальный ремонт составных частей для других предприятий и для нужд текущего ремонта машин.

Мастерские общего назначения предназначены для выполнения заказов сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фер­мерских) хозяйств, других предприятий и организаций по ремонту и ТО тракторов, зерноуборочных и специальных комбайнов, слож­ных сельскохозяйственных машин, поливной техники, оборудова­ния подсобных предприятий, а также по выполнению отдельных заказов на механические, сварочные и другие виды работ. При от­сутствии в районе станций ТО тракторов, животноводческих ферм и других объектов ремонтно-обслуживающей базы мастерская вы­полняет все работы по ТО и текущему ремонту техники.

Технические обменные пункты служат для выполнения посредни­ческих функций между владельцами или арендаторами техники, с одной стороны, и ремонтными предприятиями - с другой, при пе­редаче в капитальный ремонт полнокомплектных машин и состав­ных частей, а также при возвращении их из ремонта.

Технический обменный пункт представляет собой складское по­мещение для хранения составных частей и агрегатов сельскохозяй­ственной техники, которые выдают в обмен на сдаваемые в ремонт. В состав технических обменных пунктов входят также площадки для хранения обменного фонда полнокомплектных машин. Достав­ку ремонтного фонда от технических обменных пунктов до ремонт­ного предприятия и обратно выполняет РТП.

Необходимый обменный фонд на техническом обменном пунк­те состоит из новых и капитально отремонтированных составных частей. Он зависит от числа обслуживаемых машин. Функции пун­кта - приобретение списанной и требующей капитального ремон­та техники у владельцев, ее постановка на ремонт и модернизация, реализация отремонтированных машин и оборудования по сни­женным ценам.

Технический центр фирменного обслуживания и ремонта машин, оборудования и приборов - хозрасчетное производственное пред­приятие (объединение). Его основная задача - обеспечение рабо­тоспособного состояния техники владельцев или арендаторов, со­средоточенной на территории определенного региона (как прави­ло, автономной республики, края, области или района). Техничес­кий центр - связующее звено. Он служит посредником между частными владельцами, арендаторами техники и предприятиями - изготовителями, а также непосредственным исполнителем работ по фирменному обслуживанию и ремонту.

Технический центр и его представители в РТП (райсервис) по договорам с владельцами или арендаторами техники выполняют следующие виды работ:

Предпродажную подготовку, ТО и послегарантийный ремонт техники и ее диагностирование, обеспечение необходимыми запас­ными частями, изготавливаемыми предприятиями машинострои­тельных отраслей и самим техническим центром:

сбор (пркупку) и восстановление изношенной техники, сбороч­ных единиц и деталей к ней с последующей реализацией;

обучение персонала, обслуживающего технику, обеспечение владельцев и арендаторов техники наглядными пособиями, учеб­никами и методическими и справочными документациями на ТО и ремонт;

прокат и аренду машин, оборудования и приборов;

монтажные и наладочные работы на строящихся и действующих предприятиях, в хозяйствах и у фермеров;

изготовление несложного, в том числе нестандартного и обору­дования для испытания, сборочных единиц и запасных частей, тех­нологической оснастки и др.

Предприятия технического сервиса областного (краевого, респуб­ликанского) уровня - заводы, специализированные мастерские и цехи по капитальному ремонту тракторов, автомобилей, комбайнов и их составных частей, машин и оборудования перерабатывающих отраслей АПК и животноводческих ферм, комплексов и птице­фабрик, автомобильных и тракторных прицепов, поливной, мели­оративной и землеройной техники, автотракторного и силового электрооборудования, электронного оборудования техники, ме­таллорежущих станков и ремонтно-технологического оборудова­ния, оборудования нефтескладов, а также производства по центра­лизованному восстановлению изношенных деталей, изготовлению ремонтно-технологического оборудования, оснастки и инструмен­та, пусконаладочные организации. Зоной деятельности предприя­тий этого уровня могут быть часть области, область, несколько об­ластей или вся страна.

Заводы и мастерские по капитальному ремонту тракторов выпуска­ют из ремонта полнокомплектные тракторы. Двигатели тракторов, агрегаты гидросистемы, топливную аппаратуру, электрооборудова­ние ремонтируют на других специализированных предприятиях и поставляют для сборки на основе кооперации по согласованным ценам.

В свою очередь, предприятия по ремонту шасси тракторов вы­полняют капитальный ремонт составных частей шасси для других ремонтных предприятий.

Предприятия по ремонту тракторов имеют годовые программы от 300 до 2000 единиц.

Заводы и мастерские по капитальному ремонту автомобилей пред­назначены для полнокомплектного ремонта грузовых автомобилей и их составных частей.

На поточно-механизированных линиях и участках предприятий ремонтируют рамы и полурамы тракторов и автомобилей, карданные валы в сборе, ведущие мосты, коробки передач, трансмиссии в сборе, задние мосты, каретки подвески, передние оси, радиаторы, механиз­мы задней навески тракторов, гидроусилители руля, кабины. В целях улучшения загрузки предприятий рекомендуется их специализация на нескольких типах машин с использованием необезличрнного ме­тода ремонта с предварительной оценкой стоимости ремфонда и рас­четами с заказчиком по дифференцированным ценам. ,

Заводы и мастерские (цехи) по капитальному ремонту двигателей (мотороремонтные заводы и мастерские) специализируются на капитальном ремонте двигателей следующих марок: ЯМЗ-238НБ ЯМЗ-240В, СМД-14НГ, СМД-18Н, СМД-60, СМД-62, СМД-64 Д-160, А-01М, А-41, Д-65, Д-37М, Д-21 и их модификаций. Неред­ко предприятия выполняют ремонт двух-трех марок двигателей и более.

Как правило, мотороремонтные предприятия имеют развитые участки и поточно-механизированные линии ремонта составных частей и восстановления изношенных деталей: блоков, головок блоков, коленчатых валов, шатунов и др. Организуют ремонт со­ставных частей, таких, как пусковые двигатели, масло-, бензо- и во­дяные насосы, компрессоры и т. д. Многие мотороремонтные заво­ды удовлетворяют потребности нескольких областей, т. е. вышли на межобластной уровень концентрации производства.

Цехи (участки) восстановления изношенных деталей - один из важнейших резервов повышения эффективности использования машин и оборудования в агропромышленном комплексе за счет по­вторного, а иногда и многократного использования исчерпавших ресурс деталей и сборочных единиц.

Восстановление деталей - это комплекс операций по устране­нию их основных дефектов, обеспечивающий возобновление рабо­тоспособности и параметров, установленных в нормативно-техни­ческой документации.

В системе АПК разработана генеральная схема развития произ­водства по восстановлению изношенных деталей. В ее основу поло­жено четыре основных звена.

Первое звено - посты и участки восстановления деталей в ремонтных мастерских крупных хозяйств. Здесь восстанавливают широкую номенклатуру деталей, не подлежащих централизованно­му восстановлению и не требующих сложного оборудования для восстановления.

Второе звено - участки и цехи восстановления деталей на специализированных предприятиях АПК, оснащенные универ­сальным и специализированным оборудованием. Детали восстанавливают по широкой номенклатуре на основе внутриобластной кооперации поставок ремонтного фонда.

Третье звено - крупные цехи при специализированных ремонтных заводах, которые оборудованы тремя-четырьмя поточно-механизированными линиями для восстановления деталей узкой номенклатуры и обеспечивают потребность нескольких областей. Например, один цех специализируется на восстановлении деталей двигателей, другой - на восстановлении деталей типа вал и т. д.

Четвертое звено объединяет в себе крупные предприятия, создаваемые по принципу межреспубликанской или межрегио­нальной специализации, укомплектованные поточно-механизи­рованными линиями, которые экономически целесообразны только при больших производственных программах. Эти пред­приятия оснащают высокопроизводительным технологическим оборудованием.

Для расчета объемов ремонтных работ и производственной про­граммы ремонтно-обслуживающего предприятия требуются следую­щие исходные данные: ожидаемый состав машинно-тракторного пар­ка обслуживаемой зоны (хозяйства, группы хозяйств, региона) и число машин и оборудования по видам; среднегодовая наработка машин каждого вида; режимы ТО и ремонта, которые необходимо проводить для поддержания машинно-тракторного парка в работоспособном со­стоянии; доремонтный и межремонтный ресурсы машин.

На основе этих данных рассчитывают общий объем работ по ре­монту и ТО машин и оборудования, распределяют этот объем по месту исполнения, выявляют недостающие или излишние мощнос­ти в различных звеньях ремонтной базы и делают заключение о воз­можности и целесообразности капиталовложений в проектирова­ние и строительство новых, расширение или реконструкцию суще­ствующих ремонтно-обслуживающих предприятий.

При разработке проектов новых предприятий исходные данные могут быть даны или рассчитаны, исходя из объема механизирован­ных работ для машинно-тракторного парка (или объема перевозок грузов для автомобилей), что требует предварительного обоснова­ния видов и количества техники.

При реконструкции существующих предприятий исходные дан­ные принимают, исходя из опыта их работы с учетом перспективы и условий развития данного предприятия.

Существуют различные способы определения числа ремонтно-обслуживающих воздействий и объема ремонтных работ, отличаю­щихся трудоемкостью и точностью проведения расчетов.

Для отдельных хозяйств или небольших межхозяйственных пред­приятий в целях текущего планирования наибольшее применение получил помашинный метод расчета. Для крупных предприятий или отдельных регионов, а также в целях перспективного планирования при расчетах производственных мощностей различных звеньев ремонтно-обслуживающей базы используют групповой метод.

Помашинный метод расчета заключается в определении требуемого годового числа ремонтов и ТО по каждой конкрет­ной машине, исходя из ее фактической наработки от начала эксплу­атации или последнего ремонта (технического обслуживания) до начала планируемого периода, планируемой годовой наработки, а также межремонтного ресурса.

Вначале устанавливают число капитальных, текущий ремонтов, ТО для каждой машины, а затем их значения суммируют, для группы машин по каждой марке.

Число ремонтно-обслуживающих воздействий в планируемом году для отдельной машины определяют из следующих выражений.

Число капитальных ремонтов

где В г - планируемая годовая наработка машины (для тракторов - в мото-ч, усл. эт. га или кг израсходованного топлива, для комбайнов - в га убранной площади, для ав­томобилей - в км пробега); В к - наработка /-й машины от начала эксплуатации или последнего капитального ремонта до начала планируемого периода (единицы измерения те же); М к - нормативный доремонтный или межремонтный ресурс ма­шины данной марки в соответствующих единицах.

Число текущих ремонтов и технических обслуживании

К Т =(В Г + В Т)/М Т -К К; (6.2)

К 3 = (В г +В 3)/Мз-К к -К т; (6.3)

К 2 = (В Г + В 2)/М 2 -К К -К Т -К 3 ; (6.4)

К 1 = (В Г + В 1)/М 1 -К К -К Т -К 3 -К 2 , (6.5)

где К т, К 3 , К 2 и К, - соответственно число текущих ремонтов, технических обслужива­нии ТО-3, ТО-2 и ТО-1; В т, В 3 , В 2 и В, - соответственно наработка машины от после­днего текущего ремонта, ТО-3, ТО-2 и ТО-1; М т, М 3 , М 2 и М, - соответственно норма­тивная периодичность проведения текущего ремонта, ТО-3, ТО-2 и ТО-1 (усл. эт. га, мото-ч, кг израсходованного топлива, га убранной площади или км пробега).

При определении числа ремонтов и ТО учитывают только его целую часть. Затем находят число ремонтов и ТО для всех машин данной марки, т. е. Трудоемкость ремонтно-обслуживающих работ определяют произведением числа соответствующих видов ремонтов или техни­ческих обслуживании на трудоемкость этих видов ремонтов и об­служивании. Этим методом с достаточно высокой точностью рассчитывают число ремонтно-обслуживающих воздействий и объем ремонтных работ машин по каждой марке. Однако для использования этого метода необходимо иметь информацию о техническом состоянии каждой конкретной машины.

Групповой метод расчета используют для определения годового числа и трудоемкости ремонтно-обслуживающих воздей­ствий по всей группе машин данной марки. Он основан на расчетах в соответствии со стратегиями, регламентирующими сроки и содер­жание ремонтно-обслуживающих воздействий в зависимости от вида машины и их наработки (календарного времени).

К основным дефектам катушечных высевающих аппаратов относятся: износ накладки, розетки и бокови­ны, прогиб вала, выкраивание рифов (ребер) катушек. Катушки с изношенными ребрами заменяют. При износе накладки 2 (рис. 160) аппарат разбирают, срубая или срезая заклепки, на­кладку заменяют. Накладку восстанавливают наплавкой в среде углекислого газа и обра­батывают до толщины 2,5 мм. Так же можно восстановить розетку и боковину 1 Аппарата при их толщине не менее 1 мм или изготовить их штамповкой из листовой стали толщиной 2 ... 3 мм. Катушка и муфты должны легко перемещаться рыча­гом регулятора высева, а валы свободно вращаться. Зазоры меж­ду розеткой и катушкой, муфтой и отверстием корпуса допуска­ются не более 1 мм.

Высевающие Аппараты Сеялок СЗ-3,6, СЗГ-3,6, СЗЛ-3,6. Просвет между краем клапана и ребрами ка­тушки в верхнем положении клапана составляет 6…8 мм, в сред­нем - 12 ... 15, в нижнем - 18 ... 21 мм. Зазор между клапаном и соприкасающимися с ним стенками коробки не должен пре­вышать 1 мм.

Высевающие аппараты сеялок СЗУ-3,6, СЗТ-3,6. Просвет между нижним порогом и ребрами катушки в ра­бочем положении должен составлять 7 ... 8 мм со стороны розетки и 13 ... 14 мм со стороны муфты. Неравномерность высева отдельными высевающими аппара­тами не должна превышать ±5% при прокручивании на стенде в течение 10 мин при частоте вращения ходовых колес 20 мин1.

Высевающие Аппараты Сеялок СКНК-6 и СКНК-8. Износы в соединениях показаны на рисунке 161. Сильно изнашиваются также рабочие поверхности зуба-отражателя и зуба-выталкивателя. При зазоре более 1,2 мм между кронштейном и шестерней и опорными поверхностями дна и диска внутренние поверхности восстанавливают постановкой втулки или выстиланием ленты, а наружные - постановкой кольца. Шестерни выбраковывают при износе зубьев до заострения. Изношенные оси зуба-отражателя и зуба-выталкивателя заме­няют, изготавливая их из проволоки, а дефектные поверхности этих деталей восстанавливают газовой наплавкой чугуном или электродом ЦЧ-4 и обрабатывают абразивным кругом. У высевного диска вследствие трения о дно высевающего ап­парата заостряются кромки отверстий, что может привести к дроб­лению семян. Кромки высевных отверстий притупляют напиль­ником до закругления радиусом 1,5 мм

Картофелесажалки. Возможны следующие дефекты: износ поверхности крыльев сошника, погнутость дна и трещины сварных швов, износ осей ротора, погнутость и разрывы лопастей, отла­мывание их от ступиц, износ нижней передней части сошника.

Ремонт сошников

При изгибе грядили выправляют на наковальне, предварительно разогрев до температуры 900…950 °С. Стенки сошников со сквозным износом наплавляют электродами Т-590, Т-620. Носок сошника при износе на 8 ... 10 мм оттягивают куз­нечным способом и наплавляют сормайтом № 1. При этом носок нагревают до 1000 °С и наплавляют на его рабочую поверхность газовым пламенем слой сормайта толщиной 1 мм и шириной 15…20 мм. После этого на обдирочно-шлифовальном станке затачи­вают с тыльной стороны переднюю кромку лезвия под углом 25…30° до толщины 1 ± 0,2 мм.

Сошники со сквозными износами восстанавливают приваркой накладки толщиной 4 мм из отходов рессорной стали, старыхлемехов, дисков. Накладку приваривают внахлестку электродом типа Э42.

Измятые лопасти ротора рихтуют, разрывы и места отрывов лопастей от ступицы заваривают газовой сваркой стальными прут­ками. Отверстия в ступице ротора при зазоре более 1,0 мм раз­вертывают под ось увеличенного диаметра.

Спирально-ленточные семяпроводы. Де­фекты- смятые, растянутые и поломанные витки. Их правят на конусной стальной оправке деревянным молотком. Растянутые семяпроводы сжимают до нормальной длины, фиксируют ее с по­мощью проволочных крючков, нагревают до 850 °С, затем в вер­тикальном положении опускают на 1 ... 2 с в воду, подогретую до 50 °С, и проводят само пуск охлаждением на воздухе до 200…230 °С и далее в воде. При растягивании семяпроводов усилием до 40 Н не должно быть остаточной деформации витков. Дефектные семяпроводы из прорезиненной ткани заменяют. Для проверки качества семяпровода его скручивают на 360° и сгибают пополам. Исправный семяпровод после снятия нагрузки должен вернуться в исходное положение без следов деформации. Мундштуки семяпроводов с разрывами выбраковывают и из­готавливают новые из листового железа толщиной 1,0 мм.

В режущем аппарате затуп­ляются и выкрашиваются лезвия сегментов ножа и вкладыши пальцев; изнашиваются поверхность отверстия головки шатуна, зубья щечек головки шатуна и установочных реек, посадочные места шарнира крепления коромысла-; изгибаются уголки пальцевого бруса, изгибаются и скручиваются пальцы и перекаши­ваются секции.

При разрушении сегментов ножей на участке более 5 мм сег­менты заменяют, используя стенд или приспособление для ремонта режущих аппаратов. На стенде нож подают с рамы правых секций в штамп пресса, где пуансонами удаляют? заклепки изношенных сегментов, отсоединяя их от спинки ножа. На раме левых секций проверяют прямолинейность и правят спинку ножа. Отклонение от плоскостей допускается не более 1 мм на длине ножа 1 м. За­менив блок в штампе, приклепывают новые сегменты. В собранном режущем аппарате нож должен передвигаться от усилия руки легко, без заеданий. В крайних положениях ножа оси сегментов должны совпадать с осями пальцев с точностью до 5 мм (в силосоуборочном комбайне до 3 мм). При необходимости регулировка достигается изменением длины шатуна. Сегменты сво­бодно прилегают к вкладышам пальцев при зазоре возле носка сегмента до 0,5 мм и у основания - 1,5 мм. Отклонение от плоскостности вкладышей пальцев допускается не более 0,6 мм. Проверяют это расстояние щупом, замеряя зазор между вкладышами и линейкой, устанавливаемой поочередно на три ряда расположением вкладыша.

Ремонт мотовило.

В процессе эксплуатации изнашиваются подшип­ники и шейки цапф трубы, труба прогибается, появляются тре­щины в сварных швах крепления дисков лучей и др.

Подшипники, изношенные до зазора более 2 мм, заменяют новыми или изготовленными из древесины твердых пород. При износе шейки цапф трубы до диаметра менее 29,2 мм цапфы отсо­единяют от трубы, наплавляют вибродуговой наплавкой и про­тачивают на нормальный размер. Поломанные деревянные лопасти мотовила заменяют новыми из сухой сосны или делают составными с накладками. Для разборки и сборки мотовила используют подставки, на которые его устанавливают цапфами трубы в призмы-зажимы. Труба мотовила должна быть параллельна пальцевому брусу с отклонением не более 10 мм на всей длине. Трубы грабли мотовила не должны прогибаться более чем на 5 мм (устраняют натяжением растяжек).Осевое перемещение ведомого диска верхнего шкива вариатора частоты вращения мотовила допускается не более 0,5 мм

Ремонт молотильного аппарата.

Допускается износ бичей барабанов до высоты не менее 6 мм. Бичи должны плотно прилегать к подбичникам (зазор не более 1 мм). Забоины и заусеницы на рифах не допускаются. Бичи не восстанавливают.

Молотильный барабан ремонтируют на стенде, позволяющем с помощью пневмоцилиндра 10 И зажима 12 За­крепить головки болтов крепления бичей при отвертывании гаек.

Бичи с правым и левым наклоном рифов устанавливают на барабан поочередно пологой стороной рифа по ходу вращения. Радиальное биение Барабана Не должно превышать 1 мм, торце - вое - 2 мм.

/-рама;2- шток; 3 - Пневмоцилиндр; 4 - клинья; 5 - м еханизм подъема и опу­скания; 5 - толкатели; 7 - ложементы; 8 - ограничительные упоры с роликами; 9 - Держатель; 10 - Стойка; 11, 13 и 14 - Краны управления; 12 - Пневмозажим; 15 И 16 - установочные линейки; 17 - тележка; 13 - гидропресс; 19 - рычаг; 20 - пневмо-гидроусилитель

Перекос бичей при проверке относительно линеек 15 И 16 Допускается не более 10 мм на длине бича.

Для прокручивания вал барабана поднимают на роликовый механизм с ограничительными упорами 8, Воздействуя на пневмо­цилиндр 3, Штоки 2 Которого передвигают клинья 4, Поднимающие толкатели 6 С ложементами 7. Для проверки биения вала барабана и правки тележку 17 С гидропрессом 18 И индикатором устанавливают в необходимое положение с помощью рычага 19 (зависит от марки комбайна). Биение концов вала допускается до 0,3 мм (в си­лосоуборочных комбайнах 0,5 мм). Вал правят гидропрессом 18, Шток которого приводится в действие от пневмогидроусилителя 20.

Планово-предупредительная система ТО и ремонта с/х техники как основа организации ремонтно-обслуживающей базы сельского хозяйства. Методы ремонта. Современные тенденции развития РОБ. Функции машинно-технологических станций и их становление в Пермской области.

Особенности обработки восстановленных деталей резанием. Выбор и создание установочных баз, их условные обозначения. Классификация инструментов по видам обработки резанием.

Механическую обработку резанием используют в качестве под­готовительной и окончательной обработки при восстановлении де­талей разными методами. Она служит основой ремонта деталей (гильз цилиндров, коленчатых валов и др.) способами ремонтных размеров и заменой части изношенных деталей.

Качество поверхности и точность механической обработки оп­ределяют качество восставленных деталей, а следовательно, и от­ремонтированных машин.

На ремонтных предприятиях практически встречаются все виды механической обработки резанием (точение, фрезерование, строга­ние, сверление, зенкерование, развертывание, протягивание, зубо-и резьбонарезание, хонингование, притирка, полирование и др.), применяемые на машиностроительных заводах. Однако предвари­тельная обработка изношенных и окончательная обработка деталей имеют свои особенности, которые значительно затрудняют меха­ническую обработку при их восстановлении по сравнению с обра­боткой при изготовлении новых деталей. К таким особенностям относят:

трудности с выбором технологических баз (поверхностей, ли­ний, точек, ориентирующих деталь на станке), так как часто после эксплуатации для них характерны износы и повреждения;

высокая твердость и плохая обрабатываемость резанием из-за за­каливания и наличия в нанесенных слоях оксидов, карбидов, шла­ковых включений и других примесей.

В ряде случаев (например, при наплавке) наблюдают неравно­мерность толщины наплавленного слоя; его толщина (при различ­ных способах дуговой наплавки) в несколько раз превышает износ, что значительно увеличивает объем последующей механической обработки по сравнению с изготовлением новых деталей. Иногда припуск ограничен (при гальваническом наращивании), что может привести к браку «по черноте».

При проектировании технологического процесса механической обработки решают следующие основные задачи: надежное (без бра­ка) выполнение требований рабочего (ремонтного) чертежа (в част­ности, выдерживание размеров, допусков, параметров шероховато­сти, твердости и др.); разработанный процесс должен быть для дан­ных условий наиболее экономичным.

Выбор и восстановление технологических баз. Рассмотрим неко­торые понятия.


Базы - поверхности, линии, точки или их совокупности, необ­ходимые для ориентации детали на станке, ее расположения в узле или изделии и измерения. По назначению они бывают конструк­торские, технологические и измерительные.

Конструкторские базы - совокупность поверхностей (линий, точек), от которых даны размеры и положения деталей и узлов при разработке конструкции машины.

Технологические базы - поверхности (линии и точки), служащие для установки детали на станке и ориентирующие ее относительно режущего инструмента.

Измерительные базы - поверхности (линии и точки), от которых измеряют выдерживаемые размеры.

Основная технологическая б а з а - поверхность (ли­ния, точка), которая так же предназначена для ориентации детали на станке, в сборочной единице или машине. Например, отверстие зуб­чатого колеса используют при ориентации колеса в процессе сборки относительно других деталей. Оно же может служить технологичес­кой базой при чистовой обработке колеса на токарном станке.

Вспомогательные технологические базы -поверхности (линии, точки), которые необходимы при установке детали на станке, но при этом они не влияют на ее работу в машине. К ним относят цен­тровые гнезда вала, которые используют при его изготовлении на токарных и шлифовальных станках; внутренние проточки в юбке поршня для его крепления на станках; обработанную плоскость и два отверстия в разных концах корпусной детали для ее размещения в процессе обработки.

Применяют следующие основные виды базирующих поверхнос­тей при следующих обработках:

точении и круглом шлифовании: два центровых гнезда; наруж­ная (внутренняя) цилиндрическая поверхность и центровое гнездо; наружная (внутренняя) цилиндрическая поверхность и торец;

фрезеровании, сверлении и плоском шлифовании: две перпен­дикулярные плоскости и точка в третьей взаимно перпендикуляр­ной плоскости; плоскость и два отверстия; три-четыре центровых гнезда; цилиндрические поверхности для зажима детали в призмах; конические поверхности.

В процессе бесцентрового шлифования и развертывания самоус­танавливающейся разверткой технологическими базами служат обрабатываемые поверхности деталей.

При выборе технологических баз следует руководствоваться сле­дующими положениями.

1. Использование вспомогательных баз. В качестве технологических баз используют вспомогательные (центровые гнезда у валов и осей; плоскость и два отверстия у корпусных деталей и др.), так как основные, являясь поверхностями соединения, изнашиваются в процессе эксплуатации и не могут служить техно­логическими.

Однако и вспомогательные базы могут быть деформированы. Поэтому их проверяют и в случае необходимости исправляют. В ряде случаев они срезаются в конце технологического процесса из­готовления детали, т.е. деталь лишена технологических баз. Тогда дополнительно создают вспомогательные базы, образуя новые цен­тровые гнезда в самой детали или в припаянных пробках из мягкой стали. Растачивают центровые фаски на внутренних поверхностях отверстий (валиков коромысел, поршневых пальцев, шкворней по­воротных цапф).

2. Использование основных баз. У некоторых дета­лей вспомогательных баз нет, а основные изношены. В качестве технологической выбирают наименее изношенную основную базу, обрабатывают ее и, используя как основную технологическую, об­рабатывают остальные поверхности. Этот способ применяют для ремонта корпусных деталей (блоков, коробок передач, задних мостов, корпусов подшипников, ступиц и втулок).

3. Использование баз соединяемой детали. В некоторых случаях обрабатываемую деталь более точно можно установить на станок вмес с соединяемой. Примером служит расточка рабочей поверхности тормозного барабана на токарном станке. Тормозной барабан / (рис. 3.62) размещают на ступице 4. После­ днюю жестко закрепляют на конусах оправки 2, установленной в центрах станка.

4. Создание новых баз. В случае невозможности использования баз, применяемых при изготовлении деталей, следует в ка­честве их выбирать обработанные поверхности, которые связаны с поверхностью прямым (без пере­счета), возможно, более точным размером. При этом необходимо совмещение установочной и из­мерительной баз. В противном случае точность изготовления детали снижается (возникает так на­зываемая погрешность базирования).

5. Обработка при минимальном числе баз. Лучше всего вести обработку (подготовительную, нанесение по­крытия и заключительную механическую) на постоянных базах. В случае их перемены точность обработки снижается.

Приспособления. В ремонтных мастерских хозяйств применяют универсальные, на ремонтных заводах и ремонтно-технических предприятиях - универсальные и специализированные приспо­собления.

На токарных и круглошлифовальных станках обычно используют универсальные приспособления для обработки в центрах и патроне.

К приспособлениям для обработки в центрах относят центры (обычно комплект из двух опорных центров), поводковые устрой­ства, центровые оправки и люнеты.

Токарные центры бывают неподвижные и вращающиеся. Их рабочий конус 60°. При обработке полых деталей иногда приме­няют рифленые центры, которые вставляют в шпиндель станка. Они служат поводком для детали.

Поводковые устройства (хомутики, поводковые план­шайбы, поводковые скобы, самозажимные поводковые патроны) предназначены для связи обрабатываемой детали, установленной в центрах, со шпинделем станка.

Центровые оправки (рис. 3.63) устанавливают в центры токарного станка и используют в процессе обработки наружных по­верхностей деталей типа «втулка» (стаканов, зубчатых колес и др)-Люнеты служат для поддержания длинных валов во избежание их прогиба под действием сил резания. Они бывают неподвиж­ные и подвижные.

При патронной обработке детали крепят на токарных и кругло-шлифовальных станках с помощью двух-, трех-, четырехкулачковых и цанговых патронов. Наиболее распространены трехкулачковые самоцентрирующие патроны. В четырехкулачковом патроне каждый кулачок передвигается самостоятельно, что позволяет зак­реплять в нем заготовки неправильной формы. При крупносерий­ном или массовом восстановлении деталей применяют двух- или трехкулачковые патроны с пневмо-, гидро- и электроприводами.

Цанговые патроны по сравнению с кулачковыми более точные и не портят зажимаемую поверхность детали. Для большей универсальнос­ти они снабжены набором цанг в зависимости от размеров деталей. Используют также специальные патроны, закрепляющие зубчатые колеса по профилю зубьев в процессе шлифования отверстий.

На фрезерных станках детали монтируют с помощью машинных тисков (с винтовым, эксцентриковым, гидравлическим и пневма­тическим зажимами), поворотных приспособлений с вертикальной и горизонтальной осями вращения, поворотных столов и кассетных приспособлений.

Чтобы правильно установить приспособления относительно ре­жущего инструмента, следует использовать на фрезерных станках направляющие шпонки и габариты. Первые позволяют правильно расположить приспособления относительно оси станка. Одну-две шпонки закрепляют на нижнем основании корпуса приспособле­ния и вводят в один из продольных пазов стола. Этим достигается совмещение продольной оси приспособления с направлением про­дольного хода стола. Вторые служат для выверки положения стола вместе с приспособлением относительно фрезы. Их выполняют в виде пластин, уголков, призм и т.п. Габариты устанавливают на корпусе приспособления на определенном расстоянии от поверх­ности обработки. Его выверяют с помощью щупа.

На сверлильных станках в качестве приспособлений применяют кондукторные плиты (могут быть подвесными) с кондукторными втулками; поворотные и опрокидываемые приспособления, раз­личные резцовые оправки.

Под планово-предупредительной системой обслуживания и ре­монта понимается совокупность взаимосвязанных средств, доку­ментации и исполнителей, необходимая для поддержания и восста­новления качества машин путем диагностирования, обслуживания и ремонта. В эту совокупность входит большое число элементов: ос­новные средства ТО и ремонта (ремонтно-обслуживающая база); оборотные средства (запасные части и материалы); исполнители (ремонтные рабочие и ИТР); технологические регламенты (норма­тивно-техническая документация); передвижное технологическое оборудование и непосредственно сельскохозяйственная техника Для ТО и ремонта.

Назначение системы - обеспечение требуемого уровня техни­ческой готовности машин и оборудования в процессе полного ис­пользования заданного им ресурса с учетом условий эксплуатации при минимальных затратах труда, материальных и денежных средств на ТО и ремонт.

Процесс функционирования системы предусматривает выпол­нение необходимых технических воздействий на машины и обору­дование.

Все ремонтно-обслуживающие воздействия в зависимости от сложности их выполнения подразделяют на пять видов. В порядке возрастания сложности их располагают следующим образом: тех­ническое обслуживание, текущий ремонт, капитальный ремонт с использованием готовых составных частей (сборочных единиц и аг­регатов), капитальный ремонт составных частей, восстановление изношенных деталей.

Техническое обслуживание представляет собой комплекс работ по поддержанию работоспособности машин при их использовании, хранении и транспортировке. При ТО работы подразделяют на ди­агностические и исполнительные. Диагностические работы прово­дят в плановом, обязательном порядке в полном объеме, предус­мотренном технической документацией. Необходимая полнота вы­полнения исполнительных работ назначается после оценки техни­ческого состояния.

Текущий ремонт (ТР) - комплекс работ по поддержанию или восстановлению работоспособности машины, включая операции самого сложного ТО и работы предупредительного характера по за­мене составных частей, достигших предельного состояния. Восста­новление работоспособности иногда ограничивается заменой отка­завшей составной части. В связи с этим в первом случае текущий ремонт называют плановым, а во втором - неплановым.

Технологическое содержание планового ТР по совокупности операций характеризуется высокой индивидуальностью, в связи с чем расчеты с заказчиком за него выполняют только за конкретный объем выполненных работ.

Капитальный ремонт (КР) - комплекс работ по восстановлению не только работоспособности, но и ресурса машины. Ресурс отре­монтированной машины достигается за счет восстановления исход­ной пространственной геометрии базисных деталей, замены и вос­становления других изношенных деталей, возобновления исходно­го монтажа, регулировок, смазки и окраски.

Разнообразие конструктивно-технологического исполнения ма­шин и условий их использования, обслуживания и ремонта в общем

случае предусматривает несколько стратегий (табл. 6.1) выполне­ния ремонтно-обслуживающих воздействий:

С, - по потребности после отказа;

С 2 - регламентированная в зависимости от наработки (кален­дарного времени) по сроку и содержанию ремонтно-обслуживаю­щих воздействий;

С 3 - по состоянию объекта с периодическим или непрерывным контролем (диагностированием).

Две последние стратегии имеют планово-предупредительный характер. Комплексная система ТО и ремонта машин в сельском хозяйстве максимально ориентирована на наиболее эффективную стратегию, которая включает в себя три варианта, уточняющих по

Под методом ремонта понимается совокупность технологичес­ких и организационных правил выполнения работ по устранению возникших неисправностей и отказов машин путем замены или восстановления деталей и сборочных единиц.

Ремонт можно вести, сохраняя или не сохраняя принадлежность ремонтируемых частей к определенному экземпляру изделия. В за­висимости от этого признака на ремонтных предприятиях распрос­транены три метода ремонта: обезличенный, необезличенный, аг­регатный.

Обезличенный метод ремонта. При этом методе не сохраняется принадлежность восстановленных составных частей к определен­ному экземпляру изделия.

Обезличенный ремонт получил распространение на специали­зированных предприятиях и наиболее соответствует поточной фор­ме организации производства. При этом упрощается учет, отпадает необходимость составления ведомостей дефектов на каждый объект и т. д.

Недостаток метода - нарушение годных для дальнейшей эксп­луатации соединений деталей и, как следствие, снижение их после-ремонтного ресурса.

Необезличенный метод ремонта. В этом случае сохраняется при­надлежность восстановленных составных частей к определенному экземпляру изделия. При таком ремонте проводят предремонтное диагностирование, по результатам которого определяют целесооб­разность разборки того или иного агрегата, сборочной единицы и соединения.

Достоинства метода заключаются в том, что отпадает необходи­мость в полной разборке машины, увеличивается ресурс деталей с износами в допустимых пределах. Это повышает сохранность ма­шины. Необезличенный метод применяют в мастерских при теку­щем ремонте как сложных, так и простых сельскохозяйственных машин. Ведут работы по применению необезличенного метода ре­монта агрегатов машин на специализированных предприятиях аг­ропромышленного комплекса.

Агрегатный метод ремонта. Неисправные агрегаты заменяют но­выми или заранее отремонтированными. Этот метод используют не только при ремонте, но и во время сложных ТО, а также при устра­нении отказов машины. Особенно эффективен такой метод для техники, работающей в уборочно-транспортных комплексах и при по­точно-цикловом методе организации сельскохозяйственных работ. В мастерских организуют ремонт по круглогодовому графику на ос­нове замены изношенных агрегатов на заранее отремонтированные в специализированных ремонтных предприятиях. Обменный фонд агрегатов создают на технических обменных пунктах ремонтно-технических предприятий. Целесообразно также иметь определенное количество обменного фонда при центральной мастерской хозяй­ства и пунктах ТО отделений (бригад).

При агрегатном методе ремонт машины разделяют как бы на две стадии: одна - восстановление сборочных единиц и агрегатов в ус­ловиях специализированных ремонтных предприятий, другая - разборочно-сборочные работы в условиях ремонтных мастерских хо­зяйств или ПТО внутрихозяйственных подразделений. При этом со­четаются индустриализация ремонта за счет серийного восстановле­ния сборочных единиц и агрегатов с учетом степени износа каждой машины при определении комплекта нуждающихся в замене агрега­тов. Появляется возможность практически полного отказа от прове­дения капитального ремонта полнокомплектных машин.

Основное преимущество агрегатного метода - резко сокраща­ется время нахождения машины в ремонте, поскольку он сводится к выполнению разборочно-сборочных операций и регулировке ма­шины. Все это значительно упрощает производственный процесс ремонта с использованием менее сложного оборудования, в основ­ном подъемно-транспортного. При этом увеличивается пропуск­ная способность ремонтной мастерской, снижается потребность в капитальных вложениях на строительство новой или реконструк­цию существующей мастерской, уменьшаются расходы на содержа­ние ремонтно-обслуживающей базы.

Режущий аппарат. Такой аппарат состоит из пальцевого бруса и ножевой полосы, включающей в себя спинку и головку ножа, сегменты. Основные дефекты режущего аппарата: износ режущей кромки; выкрашивание сегментов; износ режущей кромки противорежущих пластин пальцев; ослабление крепления сегментов и противорежущих пластин; деформация ножевой поло­сы и ее поломка; деформация пальцев и их поломка.

У дефектных сегментов срубают головки заклепок и выбивают их из спинки ножа. Устанавливают новый сегмент и приклепывают его заклепками размером 5x14 мм на стальной балке, в которой расположены сферические углубления диаметром 10 мм. Форми­руют головку заклепки ручной обжимкой диаметром 10 мм. Этой же обжимкой подтягивают ослабленные заклепки крепления сег­ментов.

Затупленные сегменты косилок (без насечки) затачивают на спе­циальных станках. Угол заточки 18. ..23°. При заточке нельзя допус­кать перегрева режущих кромок, так как при высокой температуре может произойти отпуск закаленной зоны и резко понизится ее из­носостойкость. При износе противорежущих пластин пальцев их заменяют. Для этого снимают палец, срубают зубилом головку зак­лепки, выбивают ее, устанавливают новую пластину и прочно зак­репляют заклепкой размером 6x28 мм.

При обжатии заклепок или замене изношенной пластины сле­дят, чтобы потайные головки заклепок не выступали над поверхно­стью пластин. Пластина должна прилегать всей плоскостью к по­верхности пальца. Режущие кромки пластин должны равномерно выступать за края пальца с каждой стороны (разность выступания кромок не более 1,5 мм).

Прямолинейность стенки ножа проверяют на поверочном брусе (допускается прогиб не более 2 мм). Спинку правят на плите удара­ми молотка. При скручивании ножевую полосу зажимают в тиски и правят с помощью специального ключа. В случае поломки (обрыва) спинку ножевой полосы можно восстанавливать сваркой. Для этого удаляют по сторонам от места поломки по два-три сегмента. В месте излома снимают фаски 3 х 45° и размещают спинку на специальном кондукторе.

Поломанные пальцы заменяют, а деформированные - правят ударами молотка или посредством трубы, которую надевают на но­сок пальца и отгибают его в нужную сторону.

После ремонта собранный режущий аппарат должен отвечать следующим требованиям. Рабочие поверхности противорежущих пластин пальцев должны находиться в одной плоскости, отклоне­ние не более 0,6 мм. Контролируют отклонение щупом и повероч­ной линейкой, накладываемой поочередно на три рядом располо­женных пальца. Зазоры между пальцевым брусом и привалочными поверхностями пальцев не более 0,3 мм для одинарных пальцев и 0,5 мм для двойных; между боковыми упорами одинарных пальцев не более 0,5 мм; между сегментами и прижимами ножа не более 0,5 мм.

Нож в пальцевом брусе и направляющей должен перемещаться от руки. Длину шатуна регулируют так, чтобы при крайних положе­ниях ножа сегменты располагались симметрично относительно противорежущих пластин пальцев, а также зубцы насечки вершин сегментов не выходили за пределы режущих кромок противорежу­щих пластин пальцев.

При крайних положениях ножа сегменты и противорежущие пластины пальцев должны прилегать один к другому. Допускается зазор между противорежущими пластинами и сегментами в пере­дней части до 0,8 мм, а в задней - 0,8...1,0 мм. При этом зазор в пе­редней части сегмента меньше, чем в задней, не более чем на 0,2 мм зазор между сегментом и прижимами 0,7 мм.


Регулировка режущего аппарата

Зазор между сегментами и вкладышами пальцев в передней части должен быть 0,5 мм, в задней - не более 1 мм. Зазор между сегментами и прижимными лапками допускается не более 0,5 мм. Такие зазоры достигаются рихтовкой пальцевого бруса, пальцев и подгибом прижимных лапок.

В жатках ЖВН-6, ЖВН-6-12 при крайних положениях ножа несовпадение осевых линий сегментов с осевыми линиями пальцев допускается не более 5 мм. Центрируют нож изменением длины шатуна.

В жатках ЖРС-4,9А при крайних положениях ножа осевые линии сегментов для каждого второго пальца не доходят до осевых линий на 6 мм.

По высоте среза растений в жатках ЖРС-4,9А и ЖВС-6,0 осуществляется путем изменением угла наклона платформы, а начальную высоту среза устанавливают реечно-червячным механизмом подъема и опускания ходовых колес.

В жатке ЖВН-6 этого достигают изменением положения копирующих башмаков относительно днища машины. В зависимости от вариантов совмещения отверстия в кронштейне главной балки с отверстиями в рычаге башмака высота среза может быть в пределах 120-250 мм.

При этом копирование в продольном направлении достигается в пределах ±150 мм, в поперечном ±170 мм для правой стороны и 265 мм для левой.

Натяжение пружин механизма уравновешивания устанавливают таким, чтобы сила воздействия копирующих башмаков на почву была 250-300 Н. При работе на влажных и каменистых почвах, когда копирование рельефа затруднено, башмаки снимают или устанавливают на минимальное расстояние от днища жатки, и высоту среза регулируют гидроцилиндрами.

Регулировка мотовила

Мотовило по высоте и выносу относительно режущего аппарата устанавливают так, чтобы стебли не скапливались на пальцевом брусе и нормально укладывались на транспортеры жатки.

При уборке прямостоящих хлебов высотой 0,8-1,2 метра вал мотовила выносят за линию ножа на 60-70 мм, а по высоте устанавливают так, чтобы планки касались стеблей выше их середины, но ниже колосьев.

При уборке низкорослых хлебов вынос мотовила уменьшают до 20-50 мм и опускают его по возможности ниже. Для уборки полеглых хлебов при движении жатки по направлению полеглости или под углом к ней, мотовило выдвигают вперед и опускают в самое низкое положение. При движении жатки навстречу полеглости, мотовило приближают к режущему аппарату.

В параллелограммном мотовиле регулируют наклон граблин и положение планок на граблинах. При уборке полеглых спутанных хлебов зубья граблин следует повернуть назад под углом 20-30º к вертикали. При уборке прямостоящих хлебов небольшой высоты вместо граблин целесообразно установить планки и использовать эластичные накладки. При высоком густом стеблестое, граблины или планки следует устанавливать вертикально, а при шнековом транспортере - повернуть граблины зубьями вперед на 20-30º.

Регулировка мотовила жатки ЖВН-6 по высоте осуществляется на ходу при помощи гидроцилиндров, а по горизонтали - перемещением ползунов на опорах вручную при остановках. В жатке ЖРС-4,9А обе эти регулировки выполняют гидроцилиндрами на ходу благодаря сблокированному механизму.

Частота вращения мотовила должна быть такой, чтобы окружная скорость планок в 1,2-1,8 раза превышала поступательную скорость жатки. При скоростях движения более 9-10 км/ч мотовило снимают. Предохранительные муфты мотовила регулируют на передачу крутящего момента 100 Н/м.

Регулировка транспортеров жатки комбайна

Транспортеры по натяжению устанавливают так, чтобы они не пробуксовывали и не были чрезмерно натянуты. Зазоры между полотном и направляющими должны быть одинаковыми с обеих сторон. Натяжение транспортеров регулируют ремнями и натяжными устройствами, перемещающими валики.

Для правильного формирования валка регулируют также стеблеотводы делителей, положение направляющего щитка выбросного окна, иногда уменьшают (при уборке высокоурожайных культур) ширину захвата жатки до 5 м.



ВВЕДЕНИЕ.………………………………………………………………………5

1. Назначение, устройство и регулировки жатки комбайна «Дон-1500»…...6

1.1 Назначение, устройство и регулировки режущего аппарата…………….6

1.2 Назначение, устройство и регулировки мотовила………………………...8

1.3 Назначение, устройство и регулировки шнека жатки……………………11

1.4 Назначение, устройство и регулировки битера проставки……………...12

1.5 Назначение, устройство и регулировки наклонной камеры…………….13

2. Правила безопасности труда при ТО и ремонте.

Пожарная безопасность………………………………………………………...14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….……………………………………………………………16

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..……………………17

ВВЕДЕНИЕ

В этой работе я расскажу о механизмах жатки, из чего они состоят и как их отрегулировать. Важно правильно отрегулировать все механизмы жатвенной части комбайна, что исключит полную или частичную потерю зерна.

Одной из основных задач сельского хозяйства является производство зерна, которое относится к числу сложных и трудоемких производств.

Механизация процессов производства зерна облегчает труд работников сельского хозяйства, особенно при уборке зерновых колосовых культур. Уборка зерновых культур - главная и первостепенная операция в производстве зерна.

Сроки уборки зерновых культур определяются биологическими особенностями культуры, погодными условиями и характером почвогрунтов. Проводить уборку необходимо своевременно и в сжатые агросроки. Это позволит собрать урожай с наименьшими потерями. При запоздании с уборкой зерновых культур неизбежны значительные невосполнимые потери. Зерноуборочная техника помогает в нужный момент быстро убрать урожай. Прототип современных зерноуборочных комбайнов был создан в XIX в. В 1868 г. в России агроном А. Р. Власенко построил и применил зерноуборочный комбайн, названный им «конной зерно-уборкой на корню». С появлением тракторной тяги, заменившей конную, зерноуборочные комбайны получили дальнейшее развитие.



С появлением комбайна уборка колосовых культур упростилась. За один проход по полю комбайн полностью осуществлял все уборочные операции: срезание стеблей, обмолот, очистку зерна и сбор пожнивных остатков. Этот способ уборки назвали прямым.

Целесообразность прямой комбайновой уборки состоит в том, что она высокопроизводительна, облегчает труд работников сельского хозяйства, экономит топливо, сокращает потери зерновых культур. Но такая уборка экономически эффективна только тогда, когда хлеб сухой, полностью созревший, незасоренный и неполеглый. Полеглый (особенно сильно полеглый) хлеб трудно поддается прямой уборке. При уборке зерновых колосовых культур широкое применение получили оба способа. В среднем по стране зерновые колосовые культуры с 60 % площадей убирают раздельным способом и с 40 % площадей - прямым комбайнированием.

Прямую уборку начинают, когда 95 % стеблей достигнет полной спелости, а влажность зерна - 14... 17%. Косят низко - не выше 15 см, а малорослые и полеглые хлеба - не выше 10 см.

Назначение, устройство и регулировки жатки комбайна «Дон-1500»

Жатка для прямого комбайнирования. Жатка комбайна предназначена для скашивания, формирования равномерного потока хлебной массы и транспортировки ее к молотильному аппарату. Жатка состоит из корпуса, режущего аппарата, мотовила, трубы, шнека, механизмов привода и регулировки рабочих органов. Корпус жатки образован сварным каркасом, обшитым листовым металлом, боковинами и задним (ветровым) щитом. На боковинах закреплены гидроцилиндры и подъема мотовила, делители, поддержки и мотовила. На левой боковине смонтированы клиноременный вариатор привода мотовила, механизм привода шнека и механизм качающейся шайбы - привода ножа. На задней стенке ветрового щита справа и слева расположены винтовые домкраты для установки жатки на площадке при монтаже. В средней части щита выполнено окно для прохода хлебной массы к битеру проставки. К нижней части корпуса прикреплены копирующие башмаки, а к его несущей трубе приварены кронштейны упоров и центрального шарнира.

Назначение, устройство и регулировки режущего аппарата

Режущий аппарат служит для срезания растений при прямом комбайнировании. Он состоит из пальцев и ножа с сегментами. Пальцы снабжены противорежущими пластинами. Нож приводится в возвратно-поступательное движение механизмом привода. На жатках комбайнов все большее распространение получает режущий аппарат системы Шумахера.

Возвратно-поступательный механизм привода

Режущий аппарат. На жатках комбайнов и валковых жатках устанавливают следующие режущие аппараты: сегментно-пальцевой закрытого типа (рис. 6, а), беспальцевой (рис. 6, б) или сегментно-пальцевой открытого типа (рис. 6, в).

Сегментно-пальцевой режущий аппарат закрытого типа состоит из пальцев 1, закрепленных на брусе 3, и ножа, снабженного сегментами 2. На пальцах 1 установлены противорежущие пластины 8. К левому концу спинки 4 ножа прикреплены основание 19 и головка 21 с шаром для присоединения механизма привода. Беспальцевой режущий аппарат состоит из неподвижного ножа, образованного сегментами 23, и подвижного ножа с сегментами 24.

Сегментно-пальцевой режущий аппарат открытого типа снабжен подвижным ножом с сегментами и короткими пальцами 25 с вкладышами 26.

Ножи режущих аппаратов всех типов совершают возвратно-поступательное движение. При движении комбайна в промежутки между неподвижными элементами режущего аппарата (пальцами 1, 25 или сегментами 23) заходят стебли растений, подвижные элементы (сегменты 2, 24) прижимают их к острой кромке неподвижных режущих элементов и срезают.

Рис. 6. Режущий аппарат комбайна «Дон-1500Б»:

а - сегментно-пальцевой закрытого типа; б- беспальцевой;

в- сегментно-пальцевой открытого типа; г - стеблеподъемник;

1, 25- пальцы; 2, 23, 24- сегменты; 3- брус; 4- спинка ножа;

5, 22- прижимы; 6- прокладки; 7, 9- пластины трения;

8, 26- противорежущие пластины (вкладыши пальцев);

10 - колебательный вал; 11- ведущий вал; 12 - корпус;

13 - палец; 14- сапун; 15- водило; 16- шкив-маховик;

77-рычаг; 18- соединительное звено; 19 - основание головки ножа;

29- пружина; 30- пластина; 31 - перо

У режущих аппаратов с кривошипно-шатунным приводом ножа осевые линии сегментов и пальцев при крайних положениях должны совпадать. В случае отклонения более чем на 5 мм аппарат центрируют, изменяя длину шатуна.

Для качественного среза стеблей носки сегментов 2 и 24 должны прилегать к пластинам 8 и 26 (зазор не более 0,5 мм). Зазор между сегментом и задним краем пластины должен быть 0,5... 1 мм, а между прижимом 5 и сегментом 2 - не более 0,5 мм. Зазоры регулируют рихтовкой прижимов, установкой прокладок 6 и смещением пластин трения 9. Отрегулированный нож должен свободно перемещаться от усилия руки. Для подъема полеглых стеблей на пальцы режущего аппарата закрытого типа устанавливают стеблеподъемники (рис. 6, г). Их закрепляют хомутами 27 на каждом втором пальце при уборке изреженных и на каждом третьем-четвертом при уборке густых и длинносоломистых полеглых хлебов.