Каркасный дом        28.01.2024   

Толкование евангелия от луки глава 21. Евангелие от луки

Лук. 21:1-4 . Логичен переход Христа от вдов, которых обирали бессовестные законоучители, к бедной вдове, положившей в храмовую сокровищницу все, что она имела (две лепты составляли примерно четвертую часть копейки). В "процентном отношении" - как с финансовой, так и с моральной точки зрения - вдова дала больше, чем давали другие жертвователи. Ибо те клали в сокровищницу от избытка своего… а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.

в. Иисус говорит о конце века (21:5-36) (Матф. 24:1-44; Мар. 13:1-31)

В этом разделе, параллельном по содержанию проповеди Его на Елеонской горе (Матф. 24-25), Христос изложил все, что должно случиться непосредственно перед Его вторым пришествием. Цель этого учения состояла в подготовке людей к Царству, которое Он установит, когда придет (Лук. 21:34-36), и о восхищении Церкви здесь речи нет. Как и все пророчества в Писаниях, это тоже имело непосредственное и практическое значение для слушателей. Перед лицом грядущих событий они предупреждались о необходимости вести праведную жизнь.

Лук. 21:5-7 . Некоторые из учеников, пораженные красотой храма, обратили на нее внимание Христа. Придут дни, - ответил Он, - когда не останется тут камня на камне, все будет разрушено. Когда же это будет? спросили ученики. У Луки записан лишь их вопрос о разрушении храма и о признаках, которые предвозвестят его, т. е. о событиях, которые будут этому предшествовать. Евангелист Матфей записал в этой связи и другой их вопрос - о признаках "кончины века" (Матф. 24:3).

Лук. 21:8-19 . Отвечая на вопрос учеников о признаках близящегося разрушения храма, Иисус перечисляет три (точнее - четыре) рода явлений и катаклизмов, которые надо рассматривать и как признаки времени Великой скорби, которая будет предшествовать Его возвращению на землю.

Первое. Он предостерегает слушателей от лжемессий, которые придут под именем Его (стих 8).

Второе. Он предупреждает о грядущих войнах (стихи 9-10); им надлежит быть прежде, но последователям Его не следует "ужасаться", ибо войны и смятения эти не будут означать, что, вот, наступил конец.

Третье. Христос говорит о землетрясениях, голоде и эпидемиях и об ужасных явлениях и великих знамениях с неба (стих 11).

Четвертое, на что обращает внимание учеников Иисус, это - повсеместные и жестокие гонения на верующих. Это предстояло испытать Его непосредственным ученикам (Деян. 2-4). Однако из того, что сказано в Лук. 21:9-11, следует, что и слова Господа в стихах 12-17 относились не только к Его последователям, жившим до падения Иерусалима, но и к верующим будущих времен и более всего - времени Великой скорби (сравните стихи 25-36). И "теперь" и "тогда" их будут заключать в темницы (стихи 12-15), предавать (стих 16), ненавидеть (стих 17). Гонения на первых христиан явятся прелюдией к гонениям будущих времен.

Сказанное Иисусом в стихах 18-19 (Но и волос с головы вашей не пропадет. Терпением вашим спасайте души ваши) трудно истолковать однозначно. Некоторые полагают, что речь тут идет о духовных реальностях в жизни верующих. Ведь если христианин и погибает физически, он не теряет Божией защиты и любви в вечности, и ничто из выстраданного им не бывает выстрадано напрасно.

Но представляется, что здесь Иисус мог иметь в виду и тех, которые живыми войдут в Тысячелетнее царство (сравните с Матф. 24:9-13). "Спасаться" через терпение означает являть себя истинными членами сообщества верующих - в отличие от тех, которые "соблазнятся" и оставят путь веры во времена гонений (Матф. 24:10). Истинно спасенные будут хранимы силой Божией свыше.

Лук. 21:20-24 . Здесь Иисус возвращается к вопросу учеников о том, когда произойдет разрушение храма. В этих пяти стихах Он говорит, что Иерусалим будет разрушен язычниками, войска которых окружат город. И продлится чужеземное господство над ним доколе не окончатся времена язычников (стих 24). Для Иерусалима эти "времена" начались с установлением над ним вавилонского господства, когда еврейский народ был уведен вавилонянами в плен (586 г. до Р. Х.). В последний же раз Иерусалим попадет под господство "язычников" в семилетие Великой скорби (Зах. 14:1-2), т. е. незадолго до возвращения Мессии, Который придет, чтобы освободить и восстановить его. Об этом речь в следующих стихах (21:25-28).

Лук. 21:25-28 . Христос говорит о космических знамениях, которые возвестят о возвращении Сына Человеческого. Эти знамения на солнце и луне и звездах поразят людей ужасом. И море в те дни восшумит и возмутится… ибо силы небесные поколеблются. Другими словами, мир погрузится в состояние хаоса и станет неуправляемым.

Говоря о Своем возвращении на землю, Иисус пользуется терминологией пророка Даниила, который "видел как бы Сына Человеческого", грядущего "с облаками небесными". Который получает "власть" (царство) от "Ветхого днями", т. е. от Бога Отца (Дан. 7:13-14). Иисус Христос примет тогда то самое Царство, которое Он проповедовал от начала Своего служения. Когда же начнет это сбываться, сказал Он ученикам, тогда… поднимите головы ваши, потому что это будет означать, что приближается избавление ваше (т. е. наступление блаженной жизни в Царстве, которое установит возвратившийся Царь).

Лук. 21:29-33 . В притче о смоковнице и других деревьях Иисус учит о внешних признаках, которые умеет "расшифровывать" мало-мальски внимательный человек. Взглянув на листья смоковницы, распускающиеся в апреле, как не узнать, что… близко лето! Подобно этому, по событиям времени Великой скорби люди смогут узнать, что близко Царствие Божие.

Слова Иисуса: не прейдет род сей, как все это будет, вызывают немало споров. Некоторые полагают, что слова эти относились непосредственно к ученикам, поколению (роду) которых предстояло увидеть разрушение храма. Такое мнение основано, в первую очередь, на стихах 5-7, где речь идет о храме. Однако с учетом стих 31, в котором Иисус говорит о наступлении Царствия Божия, а также сказанного в Матф. 24:34, более верной представляется иная трактовка: Иисус говорил тут о поколении, которое будет жить в дни вышеупомянутых космических знамений, т. е. перед Его вторым пришествием. Именно тому "роду" предстоит увидеть утверждение Царствия Божиего на земле - то, о чем мечтало каждое поколение израильского народа на протяжении всей его истории.

Лук. 21:34-36 . Заверив учеников, что слова Его исполнятся непременно (стих 33), Иисус призвал их быть готовыми во всякое время. Даже и тем, которые будут знать о приближении Царства по различным знамениям, грозит забвение сказанного Им по причине погружения их в заботы и удовольствия житейские - так что не будут готовы, и день тот, который наступит в масштабах всей вселенной (стих 35), окажется для них внезапным (стих 34), и они не смогут войти в Царство. Смотрите за собою… бодрствуйте на всякое время… - настоятельно повторяет Христос, обращаясь к Своим последователям.

г. Реакция народа (21:37-38)

Лук. 21:37-38 . Учение Христа, Который днем… учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонской, настолько захватило народ, что люди с утра приходили к Нему в храм слушать Его. Возможно, они начинали понимать Его слова о наступлении Царствия Божиего иначе и "ближе к истине", чем понимали их до этого.

VII. Смерть, погребение и воскресение Иисуса Христа (главы 22-24)

А. Смерть и погребение Иисуса (главы 22-23)

Здесь повествование Луки об отвержении Мессии религиозными вождями, представляющими в этом разделе не только весь израильский народ, но и все человечество, достигает высшей своей точки. Лука многообразно подчеркивает невиновность Иисуса Христа, что из всех авторов Евангелий характерно лишь для него: а) им записано, что Пилат трижды провозглашал перед народом невиновность Иисуса (23:4,14,22); б) слова Пилата Лука подкрепляет и аналогичным свидетельством Ирода (23:15); в) Лука противопоставляет Иисуса Варавве, который был брошен в темницу за мятеж и убийство (23:25); г) о невиновности Иисуса говорит у Луки и один из разбойников, исповедавший свой грех и признавший справедливость понесенного им наказания (23:39-43); д) праведником называет Иисуса римский сотник (23:47); е) Лука пишет, что множество людей, возвращаясь с места казни, били себя в грудь, тем признавая, что страданию был предан невинный (23:48).

21:1 клавших дары свои в сокровищницу. Во "дворе жен" иерусалимского храма находилось тринадцать вместилищ для даров, на каждом из которых было написано, куда будут употреблены положенные в него приношения.

21:2 бедную. Соответствующее греческое слово, означающее "крайне бедная", "нищая", нигде более в НЗ не употребляется.

две лепты. Лепта - самая мелкая израильская монета. По всей видимости, эти две лепты составляли все имущество вдовы; таким образом, можно утверждать, что она пожертвовала храму больше, чем кто-либо другой.

21:5 украшен дорогими камнями. Иосиф Флавий упоминает о многочисленных украшениях, пожертвованных храму богатыми евреями, в том числе, например, Иродом Великим, который поместил в храм изваяние виноградной лозы из чистого золота, причем грозди ее "высотой достигали роста взрослого мужчины".

21:6 Придут дни... все будет разрушено. Это пророчество исполнилось в 70 г. по Р.Х.

21:8 многие придут под именем Моим. Под именем Христа станет являться множество лже-учителей.

21:9 не тотчас конец. Т.е. не конец мира, предшествующий Страшному суду.

21:13 будет же это вам для свидетельства. Т.е. как неизбежно наступят эти события, очевидцами которых будут многие из присутствующих, так же определенно и неизбежно сбудется все, обещанное Христом.

21:15 Я дам вам уста и премудрость. В период тяжких испытаний Сам Бог будет давать ученикам нужные слова (Деян. 4,8-13).

21:16-19 Эти слова должны убедить верующих во Иисуса Христа и Его учеников в том, что верховная власть над миром как принадлежала, так и будет принадлежать Богу. Для кого-то из верующих испытания окончатся мученической смертью, для кого-то - избавлением, но как то, так и другое произойдет по Божией воле.

21:20 Иерусалим. Очевидно, что данный стих относится к разрушению Иерусалима в 70 г. по Р.Х., а не к концу света.

21:21 да бегут в горы. Многие христиане, памятуя слова Христа, покинули Иерусалим до того, как вокруг города замкнулось кольцо римской блокады.

21:22 это дни отмщения. Это будут не бессмысленные страдания, но Божие возмездие.

21:23 Горе. Последняя осада и штурм Иерусалима действительно обернулись для его жителей невиданными страданиями.

21:24 доколе не окончатся. Это окончание явится исполнением Божиего промысла (ср. Рим. 11,1-32).

времена язычников. Здесь могут подразумеваться времена, когда власть над Израилем будет оставаться в руках язычников, либо когда язычникам будет проповедано Евангелие. Возможно также, что речь идет одновременно как о той, так и о другой эпохе.

21:27 грядущего... с силою и славою великою. Второе пришествие Христа будет пришествием славного Победителя.

21:28 приближается избавление ваше. Греческое слово, переданное здесь как "избавление", означает освобождение от необходимости платить некую причитающуюся цену. Христос крестной смертью на Голгофе избавил человечество от расплаты за свои грехи. Здесь Он говорит об окончательном исполнении принесенного Им людям избавления.

21:32 не прейдет род сей. Греческое слово, переданное здесь как "род", может означать, во-первых, совокупность всех людей, живущих в какое-то конкретное время; во-вторых - определенный тип, класс людей (напр., нечестивцев или праведников). Может оно также иметь значение расы, племени, и в таком случае Иисус хочет сказать, что евреи как таковые будут существовать до самого конца света. Говоря, что уже предопределено завершение хода вещей, начатого Его земным служением, Иисус, однако, хранит молчание относительно того, когда это завершение наступит.

21:36 бодрствуйте на всякое время и молитесь. Духовное бодрствование и молитва вменяются в обязанность христианам до самого скончания времен.

21:37-38 В последние Свои дни Иисус учил народ в Иерусалиме, а ночи проводил за пределами города на Елеонской (Масличной) горе.

Во дворе женщин храма стояли тринадцать кружек для добровольных пожертвований: их называли трубами, потому что они имели форму трубы, с узкой верхней и широкой нижней частью. Каждая кружка была предназначена для определенной жертвы – за дерево для сожжения жертвы; за фимиам на жертвеннике, за содержание золотых сосудов и на другие цели. Вот около этих труб сидел Иисус.

После напряженных дебатов с посланцами синедриона и саддукеев Он устал и голова Его опустилась на руки. Подняв глаза, Он увидел много людей, опускавших свои жертвы в трубы. Потом пришла бедная вдова. Все, чем она владела, были эти две лепты. А лепта была самой мелкой монетой, ее название переводится как: "тонкая" монета. Но Иисус сказал, что эта вдова пожертвовала больше всех, потому что она отдала все, что у Нее было.

Ценность подарка определяется двумя моментами:

1. Во-первых, душевным состоянием дающего. Дар, который дается против воли, или вызывает у дающего неприятное чувство, дар, который дается напоказ, или для демонстрации щедрости, теряет большую часть своей ценности, действительным является лишь дар от всего сердца, которое просто не может поступать иначе.

2. Во-вторых, относительной ценностью пожертвования. Что для одного человека мелочь, для другого огромная сумма. Дар богатых, бросавших свои пожертвования в кружки – трубы, не представляли для них особой ценности; две же лепты вдовы составляли все ее состояние. Другие, несомненно, давали, подсчитав, что они могут дать; она же пожертвовала с задушевной щедростью все, что она имела.

Дар не является даром, если он не составляет ценности для дающего, дар лишь в том случае доказывает нашу любовь, если нам приходится обходиться без чего-то, что нам нужно самим, или если нам приходится работать вдвойне, чтобы осуществить его. А ведь как мало людей жертвуют Богу так! Кто-то описывает человека, весело поющего в церкви:

Когда б я целый мир отдал,
То дар мой был бы слишком мал.
Что же за любовь Твою я дам?
Ничто! Я твой всецело сам.

и одновременно тщательно ощупывающего в кармане монету, дабы убедиться, что он опустит в кружку гривенник, а не полтинник.

ПРОРОЧЕСТВО О ГРЯДУЩИХ НЕСЧАСТЬЯХ (Лук. 21,5-24)

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОН ЭТОЙ ГЛАВЫ

Со стиха 5 эта глава становится трудной. Трудность эта в том, что в ее основе лежат четыре различные концепции.

1. Во-первых, концепция Дня Господня. Иудеи делили время на два века – век нынешний, совсем плохой и порочный, который уже невозможно исправить, а только разрушить; и век грядущий – золотой век Божий и господства Израиля. Но между этими двумя веками иудеи помещали День Господа – страшный день космического переворота и разрушения, отчаянные родовые муки нового века.

Этот день должен быть днем страшной кары. "Вот приходит День Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее" (Ис. 13,9, ср. Иол. 2,1.2; Ам. 5,18-20: Соф. 1,14-18). Этот день настанет неожиданно. "День Господень так придет, как тать ночью" (1 Фес. 5, 2; ср. 2 Пет. 3,10). Это будет день, когда содрогнется мир. "Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим... Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его" (Ис. 13,10-13; ср. Иоил. 2,30.31; 2 Пет. 3,10).

Концепция Дня Господа была одной из главных в религиозном веровании иудеев во времена Иисуса; всем были знакомы эти страшные картины. Стихи 9, 11, 25 и 26 настоящего отрывка восходят к этой концепции.

2. Во-вторых, предсказанное разрушение Иерусалима. В 70-ом году римляне взяли Иерусалим после страшной осады, в ходе которой жители города были доведены до людоедства. Римлянам приходилось брать город буквально камень за камнем. Иосиф Флавий говорит, что в ходе осады погибло несметное число жителей – более миллиона, а 97 тысяч были уведены в плен. Народ Израиля был уничтожен; храм был сожжен и разорен. Стихи 5, 6, 20-24 настоящего отрывка ясно указывают на событие, которое еще должно было наступить.

3. В-третьих, концепция Второго пришествия Христа. Иисус говорил уверенно о Своем Втором пришествии и раннехристианская церковь ждала Его. Мы сможем лучше понять места Нового Завета, относящиеся ко Второму пришествию, если будем помнить, что с этим событием связывали многое из того, что относится ко Дню Господню. В ст. 27 и 28 настоящего отрывка определенно говорится о нем. Считали, что до Второго пришествия, многие станут претендовать, что они Христос и сбудутся знамения и ужасы. В ст. 7-9 настоящего отрывка говорится об этом.

4. И, наконец, в нем говорится о будущих гонениях. Иисус ясно предвидел и предсказал те страдания, которые ждут в будущем Его народ за верность к Нему. Об этом говорится в ст. 12-19 настоящего отрывка.

Это место станет на много понятнее и полезнее, если учтем, что в его основе лежат четыре ясно связанные между собой идеи, и не единая концепция.

ПОНИМАНИЕ САМОГО ОТРЫВКА

Поводом для пророчества Иисуса послужило высказывание о великолепии храма. Колонны порталов и аркады храма были высотой более двенадцати метров и каждая из них была высечена из цельного куска мрамора. Из орнаментов самой красивой была огромная золотая виноградная лоза, каждая кисть которой была размером в рост человека. Лучшее описание того храма приведено у Иосифа Флавия в "Иудейских войнах", книга 5, часть 5. В этом месте Иосиф Флавий пишет следующее. "Внешняя сторона портала храма поражала и ум и глаза, потому что он был весь покрыт тяжелыми золотыми плитами, которые уже при первых лучах солнца отражали пламенный блеск и заставляли пытавшихся смотреть на храм, отвращать глаза свои, как будто они смотрели на само солнце. Но чужеземцу храм издали казался покрытой снегом горой, потому что все части, не покрытые золотом, блистали первозданной белизной". Иудеи не могли себе представить, чтобы величие и блеск храма были бы обращены в прах.

Из этого отрывка мы узнаем некоторые важные сведения о Христе и о христианской жизни.

1. Иисус указывал на знамения истории. Другие могли не видеть признаков приближающейся катастрофы, но Он видел, что лавина бедствий вот-вот обрушится. Человек лишь тогда поймет знамения, если он видит их глазами Бога.

2. Иисус был совершенно честен. "Вот, – сказал Он, – что ждет вас, если вы решитесь следовать за мной". В разгар борьбы за праведное дело один из ее героических предводителей писал своему другу: "Головы катятся на песок; иди и прибавь к ним свою". Иисус предлагал Своим последователям не легкий путь, но путь героев.

3. Иисус обещал Своим ученикам, что они никогда не будут одинокими в горе. История явно показала, что мученики христианской веры и в страданиях, и перед смертью, испытывали чудесные минуты близости и единства со Христом. Тюрьма может стать дворцом, эшафот – троном, буря жизни – солнечным летом, если Христос с нами.

4. Иисус говорил о сохранности, немного превосходящей все опасности земной жизни. "Но и волос с головы вашей, – сказал Он, – не пропадет". Многое, о чем здесь упомянуто, подытоживают следующие стихи И.С. Проханова:

Не храм, не золотое зданье,
Не круг отобранных друзей,
Христова Церковь есть собранье
Крестом искупленных людей.
Собранье душ с пустыни юга,
От западных, восточных стран,
От севера, где вечна вьюга
И страшен снежный ураган.
Не для покоя в мире этом,
Христова Церковь избрана;
Здесь Богом и Его заветом
Ей только битва суждена.
Но день уж близок и великий
Глава – Жених Ее – идет:
Уж слышны радостные клики
Сквозь шум морей и гром невзгод.

Обновленный во Христе человек может умереть в тюрьме, но он никогда не погубит свою душу. Его ждет Спаситель в вечном Иерусалиме.

БОДРСТВУЙТЕ (Лук. 21,25-38)

В этом отрывке заключены две важные концепции.

1. Во-первых, концепция о Втором пришествии Иисуса Христа. Об этом много рассуждали и спорили. Нам не дано знать, когда это будет и как оно будет. Но в этой идее заключена одна важная мысль – история развивается к определенной цели. Стоики придерживались идеи цикличности в развитии истории. По их теории приблизительно через каждые три тысячи лет землю пожирает мировой пожар, после чего развитие начинается сначала, и история повторяется. Это значило, что история не имеет никакой цели и ведет в никуда, а люди вечно топчутся в топчаке. Христианская же концепция истории заключается в том, что история развивается к определенной цели, при которой Иисус Христос будет Господином всего мира. Вот все, что мы знаем и что нам, собственно, нужно знать.

2. Во-вторых, необходимость быть на страже. Христианин никогда не должен тешить себя мыслью, что все сложилось к лучшему и никаких изменений не будет. Он должен всегда жить в ожидании. Героиня одного писателя не нисходит от того, что делают другие. "Я знаю, – говорит она, – что в один знаменитый день мне предстоит делать нечто великое, и я хочу всегда быть готовой, выполнять его". Мы всегда должны жить с мыслью о вечности, зная, что мы постоянно должны готовить себя к тому, чтобы явиться пред Богом. Нет ничего более возвышенного, чем жизнь христианина.

3. Иисус проводил дни в храме среди толпы народа; ночи же Он проводил под открытым небом наедине с Богом. В спокойные часы одиночества обретал Он силы, чтобы говорить с народом; Он мог смело встретиться с людьми, потому что Он приходил из присутствия Бога.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

21:1-4 Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу;
2 увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты,
3 и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила;
Лепта - самая мелкая монета в Израиле. Почему по мнению Иисуса эта вдова положила больше всех богатых, клавших в сокровищницу храма гораздо больше?
Потому, что две лепты - составляло ВСЁ её состояние, всё её имущество:

4 ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.
Богатые же далеко не всё своё имущество готовы были пожертвовать на храм, но выделяли лишь часть из всего своего имущества.
Вера человека, способного пожертвовать для Бога всем своим, что имеет - необычайно сильна, ибо только доверяющий Богу полностью может себе позволить такую роскошь: остаться вообще ни с чем с уверенностью в том, что Бог и Сам позаботится о всех его нуждах.

21:5,6 И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал:
6 придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено.
Иисус предупреждает о предстоящей гибели системы ветхозаветного поклонения в рукотворном храме земного Иерусалима: за неимением здания храма – некуда иудеям будет и на поклонение ходить.
Ценность для Бога представляют не камни и не сокровища отделки, а исключительно верующие люди. Если служащие в храме Бога извратили Божьи заповеди, то даже и самый богатый храм непременно придёт в негодность.
Приход Христа ознаменовал новую эру поклонения Богу без использования рукотворных храмов, где Его больше нет (Деян. 17:24,25). Сами верующие, поклоняющиеся Богу в духе (всем сердцем и пониманием в разуме) и в истине (в соответствии с требованиями слова Бога) – в новой эре представляют для Бога живой духовный храм Его (1Кор.3:16)

21:7 И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти?
Учеников интересовало, когда разрушится храм и, как повествует Матфей, когда наступит кончина века сего, связанная со вторым пришествием Христа? (Мтф.24:3)

21:8 Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их.
Период, предшествующий второму приходу Иисуса Христа для человечества, будет
наполнен большим разнообразием на земле духовных учений о Христе, что наблюдается, начиная с 20 века.

В каком случае человека легче всего ввести в заблуждение? Когда он сам ничего не проверяет по слову Божьему и учению Христа, оставленному в Библии, а полагается на чужое мнение.
Для того, чтобы нас не ввели в заблуждение лжеучителя, надо проверять каждое учение, предлагаемое вниманию слушателей, на соответствие Писанию. В этом случае наша вера не будет фанатичной, а вероисповедание - безосновательным.

21:9-11 Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.
10 Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство;
11 будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба.

Картина, предшествующая второму приходу Христа, будет наполнена также и необычным воинственным настроением всей планеты в принципе: многие страны будут вовлечены в военные конфликты.

К этой картине добавятся также и необычные по силе и масштабу стихийные бедствия и необъяснимые природные явления.
Однако, всё это, происходящее в совокупности - ещё не говорит о том, что пришёл конец веку сему и второе пришествие Христа
наступило. Это всего лишь предшественники второго пришествия и кончины века сего.

21:12 Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать [вас], предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое;
В 1 веке во время массового отвержения Христа все его ученики преследовались за одно только название «христианин», не только за проповедь о Царстве Бога и желание жить праведно по принципам Бога.
Однако поскольку этот признак дан для периода кончины века сего, значит, и перед вторым пришествием ученики Христа будут гонимы за имя его отовсюду.
Но не за название «христианин», ибо много будет на земле верующих под этим названием (Мтф. 7:21-23), а за подражание Христу в проповеди о Царстве Бога и стремлении жить по принципам Бога, исполняя волю Его на земле.

21:13 будет же это вам для свидетельства.
Как только последователи Христа будут сталкиваться с таким явлением притеснения отовсюду за попытки проповедовать Царство Бога и поклоняться более Богу, нежели человеку - это явление следует воспринимать как ещё одно свидетельство приближения конца века сего.

21:14,15 Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать,
15 ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.
Мудрость противостоять противникам Христа при помощи слова Бога - дана ученикам Христа в дар от Бога согласно предсказания Ис.54:17. Никто не сможет обвинить их в том, что они преступники против мира и против Божьих законов.

21:16 Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят;
Христианам, истинным последователям Христа, придётся столкнуться даже с ненавистью родных и близких, не желающих избрать для себя Божий путь жизни - за то, что христиане желают следовать путём Христовым. Ненависть будет настолько сильной, что кто-то из христиан даже может погибнуть из-за своего образа жизни от рук своих родных и близких.

21:17 и будете ненавидимы всеми за имя Мое,
В целом весь мир, отвергающий Христа и Божий путь жизни, будет ненавидеть учеников Хрии ста только за то, что они желают стать праведными и во всём подражать Христу.

Главное, чтобы ни за что другое христианин не пострадал: ни за то, что он навязчивый, бестактный, бессовестный, безразличный к чужой боли - или еще за что – нибудь посерьёзнее:
15 Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое;16 а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь . (1Пет.4:15-16)

Иногда некоторым христианам кажется, что их ненавидят из-за Христа, а на самом деле Христос тут ни причём, а виной всему могут быть их личные неприглядные качества характера.

21:18 но и волос с головы вашей не пропадет,
Это заверение Христа в сохранности даже волос не означало, что они не пострадают от гонений: христиане 1 века жестоко страдали от гонений и многие даже погибали от этого.
Здесь о том, что для Бога все, погибшие за Христа – не потеряны, взяты на учёт, и труд их для Господа не тщетен.

21:19 терпением вашим спасайте души ваши.
Многие из нас готовы и способны пойти
на большие подвиги ради Христа.Но только разово. А продолжать изо дня в день исполнять волю Бога, проповедуя о Царстве Божьем и ходя путями праведности - нелегко. Нужно ДОЛГОтерпение для того, чтобы под натиском недовольства и соблазнов мира сего - христианину устоять в вере.

Например, христиане из Сардиса смогли это сделать несмотря на то, что всё остальное собрание, включая и руководителя собрания, было духовно мёртвым:
Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых [одеждах], ибо они достойны. (Откр.3:1,4)

21:20-22 Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его:
21 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него,
22 потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное.
Здесь п
редупреждение о приближении полного опустошения и запустения Иерусалима - как признака времён язычников над этим городом.

Появление язычников на арене народа Бога и окружение святого Иерусалима их войсками – это последствия отступничества руководителей народа Бога (поставления мерзости запустения на святом месте, в храме Бога), как сказано 22 тексте - это дни отмщения… ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей (на народ Бога, испорченный неверными служителями храма).
См. подробнее разбор вМатф24:15,16 (о мерзости запустения, о побеге в горы, выходе из окрестностей Иерусалима и т.д)

Пережившие разрушение Иерусалима 70 года не знали тогда, что и после этого попирания язычниками Иерусалима - должны будут снова настать некие времена язычников для святого города Бога Израилева (Откр. 11:2). Иоанн предупредил об этом в 98/100 году - ПОСЛЕ того, как слова Иисуса о попирании буквального Иерусалима язычниками - исполнились над буквальной столицей Иудеи.

Значит, апостол Иоанн говорил об "окружении" другого святого города: с тех пор, как Иегова отверг буквальный Иерусалим - на Земле стал действовать духовный город Иеговы, небесный "Иерусалим" на небесном "Сионе", в которому будут жить 144000 соправителей Иисуса Христа (Откр.3:12; 14:1; 21:2,9)

Этот святой "город" - представители будущего небесного Иерусалима (о соправителях Христа) - и будет "окружён": им во времена кончины века сего также надлежит столкнуться сначала с "окружением" со стороны духовных "язычников" (представителей внешнего двора храма Иеговы). Затем их начнут притеснять буквальные язычники: зверь последней языческой державы - во времени преследования народа Бога в целом (Откр.13:5-7; 11:7)

21:23,24 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: о великой скорби см. подробно Мтф.24:21
24 и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы;
Во времена разрушения системы ветхозаветного поклонения Богу и разрушения Иерусалимского храма - особенно трудно будет беззащитной и немощной части населения Иудеи, поэтому в условиях ожидания конца и разрушительных событий лучше не связывать себя бременами и заботами житейскими.

Что могут они означать для периода кончины века сего?
Как только на картине истории человечества нарисуется окружение духовного Иерусалима (будущих небожителей и соправителей Иисуса Христа (Откр. 11:2-7,12) - важно не оказаться духовно слабыми, беззащитными и немощными в вере или обременёнными житейскими заботами века сего.

и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников. Времена язычников, попирающих святой город - для 1 веке начались с момента окружения римлянами Иерусалима и стен храма, закончились в 70 г, когда уже нечего было попирать, ибо буквальный храм Бога преобразился в духовный, где сами христиане стали живыми камнями (1Петра2:4,5)

В периоде кончины века сего времена язычников для «святого города» - начнутся с момента, когда внешний двор храма Бога начнёт притеснять остаток соправителей Христа (представителей святого города, небесного Иерусалима). Затем их начнут притеснять буквальные язычники: зверь последней языческой державы - во времени преследования народа Бога в целом (Откр.13:5-7). Закончатся эти времена периодом их воскресения для небес (Откр.11:2-8,12).
Нужно отыскать духовный храм - собрание Божьего народа, поклоняющихся Ему через Христа Иисуса, в котором есть внутренний и внешний двор (поклонники Бога с небесной и земной надеждами на будущее) и в нём ожидать всех этих событий по притеснению остатка из будущих соправителей Христа, которым надлежит быть убитыми и воскреснуть для небес (Откр.11:2-8,12).

21:25,26 И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится;
26 люди будут издыхать от страха и ожидания [бедствий], грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются,

На Земле в этот период наступит время уныния и недоумения от происходящих странных явлений: в этот период ещё и силы небесные поколеблются необычными проявлениями, потому всё вместе взятое - будет держать людей в страхе от неопределённости, грядущей на вселенную - во всемирном масштабе.

21:27 и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.
И ТОГДА только, как видим - не раньше - ВСЕ УВИДЯТ Христа на небесах – ясно, что в 1 веке это явление не исполнилось. Разве что для Стефана и Иоанна. Но не для всех ожидающих бедствий во вселенной.

Значит, ПРЕЖДЕ, чем времена язычников не наступят для святого города, описанного Иоанном – кончины века сего в Армагеддоне можно было бы и не ждать. И расслабиться. Но в том-то и гениальность Мастера: понимание времён язычников для духовного «Иерусалима» Иоанна - не могло открыться тогда, да и позже - ДО ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЁН оно не могло открыться, как предсказал Даниил о закрытых событиях периода конца века сего до последних времён (Дан.12:4) Это обеспечивало ученикам Христа постоянное ожидание кончины века и условия для бодрствования - на протяжении многих веков.

21:28 Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.
Чем хуже условия жизни для Божьего народа, тем больше у них повода для радости: значит, скоро Иисус наведёт порядок на всей земле и всем, желающим жить по Божьим принципам, наконец, будет облегчение.

21:29-31 29 И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья:
30 когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето.
31 Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие.
На примере наблюдения за признаками приближения лета - Иисус обращает внимание на наблюдение за исполнением ПРИЗНАКОВ ПРИБЛИЖЕНИЯ явления Христа на небе и связанного с ним установления Царства Бога.

Почему наблюдение за ПРИЗНАКАМИ - более эффективно, нежели наблюдение за датами?
Например, дата 1 июня - дата начала лета. Но в Арктике, например, в это время нет признаков лета, значит, и лета там нет даже 1 июня.
Если ориентироваться по признакам приближения явления Христа народу земли - то больше гарантии не ошибиться.

21:32,33 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет;
33 небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
У Луки понятие рода сего неясно. Кого имеет ввиду Иисус в данном случае - точно нельзя сказать. Ясно одно, что на земле до самого второго пришествия Иисуса Христа будет род людей, притесняющих учеников Христа. Именно от них, в первую очередь, будут избавлены христиане, именно по этому поводу им следует восклонить голову свою и радоваться, даже если их будут убивать за распространение слова Божьего и за желание во всём подражать Христу.

21:34,35 Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, 35 ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному;
Сеть – хотя и несложное устройство, но при умелом его использовании попавшему туда – трудно или невозможно выбраться.

Сети, "сплетённой " Богом для нечестивых людей по всему лицу земли - тем более невозможно избежать, настигнет везде, где бы не пытался укрыться. И эта сеть предназначена для гибели попавших в неё.
Поэтому, христианину нельзя чрезмерно увлекаться земными прелестями века сего ради того, чтобы не проспать приближение второго пришествия Христа и не угодить в сети Бога для нечестивых.

21:36 итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих [бедствий] и предстать пред Сына Человеческого. Здесь - о необходимости бодрствовать и НАБЛЮДАТЬ за исполнением ПРИЗНАКОВ приближения второго пришествия Христа. Чрезмерное увлечение простыми человеческими радостями может помешать распознаванию признаков приближения Христа.

21:37,38 Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою.
38 И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его.
Иисус нуждался в уединении, но поскольку весь день с самого утра его окружал народ, он использовал ночи для того, чтобы побыть наедине с самим собой и с Богом.