Участок        15.01.2024   

Отношение вольтера к церкви и сословиям. Вольтер - биография, информация, личная жизнь

Вольтер Франсуа-Мари Аруэ (1694-1778гг), французский философ.

После нескольких лет учебы в парижском иезуитском коллеже Людовика Великого юный Франсуа-Мари Аруэ по настоянию отца занялся изучением права. Вскоре он восстал против родительской воли и без сожаления променял юриспруденцию на лавры дерзкого стихотворца и радости светской жизни.

В 1717 г. за составление сатиры на регента Франции герцога Орлеанского начинающий сочинитель попал в Бастилию, однако год тюремного заключения не охладил его литературный пыл. Уже в 1718 г. была поставлена его первая значительная пьеса «Эдип», благосклонно принятая публикой. В том же году ее автор впервые выступил под псевдонимом «де Вольтер».

Крупная эпическая поэма «Генриада», первоначально названная «Лига», упрочила его репутацию искусного рассказчика и вместе с тем борца за идею.

Лирика молодого Вольтера содержит выпады против абсолютизма. Зрелая проза разнообразна по темам и жанрам: философские повести «Микромегас», «Кандид, или Оптимизм», «Простодушный», трагедии в стиле классицизма «Брут», «Танкред», сатирические поэмы «Орлеанская девственница», публицистика, исторические сочинения. Литературная деятельность Вольтера связана с борьбой против религиозной нетерпимости и мракобесия, критикой феодально-абсолютистской системы: «Философские письма», «Философский словарь». Сыграл значительную роль в развитии мировой, в том числе русской философской мысли. С именем Вольтера связано распространение в России вольтерианства - духа свободомыслия, ниспровержения авторитетов и иронии.

Его творчество, подрывавшее авторитет абсолютной монархии и феодально-клерикального мировоззрения, сыграло большую роль в подготовке умов к Великой Французской революции 1789-1794 гг. Оно способствовало также формированию нового типа личности, активной, предприимчивой, принимающей на себя ответственность за свою судьбу и сознательно стремящейся к собственному и общественному благосостоянию.

В 1726 г. Вольтер был вынужден покинуть Париж. Двухлетнее пребывание в Англии укрепило его приверженность к веротерпимости и политической свободе. Свои либеральные взгляды он изложил в знаменитых «Философских письмах». «Письма» идеализировали английские порядки и в самом мрачном свете рисовали состояние общественных институтов во Франции. Уже после возвращения Вольтера на родину книга была сожжена по приговору Парижского парламента, а над автором нависла угроза ареста.

Решив не искушать судьбу, Вольтер тогда же удалился в Сирей, расположенный в Шампани замок своей возлюбленной маркизы дю Шатле. Одна из образованнейших женщин того времени, она разделяла увлечение Вольтера метафизикой, естественными науками, а также интерес к Библии. Отчеты о результатах совместных лабораторных опытов они отправляли в Париж, в Королевскую Академию наук.

10 лет, проведенных в Сирее, оказались весьма плодотворными для Вольтера: он создал там трагедии «Альзира» и «Магомет», «Трактат о метафизике» и «Основы философии Ньютона», написал большую часть исторического труда «Век Людовика XIV». Приобретенные в Сирее познания укрепили Вольтера в неприятии традиционной христианской картины мира, усилили критическую направленность его ума, стимулировали дальнейшие поиски рационального объяснения природных и социальных явлений.

Воинственный скепсис сирейского периода проявился в работе над эпической поэмой «Орлеанская девственница». Вольтер не побоялся использовать историю Жанны Д’Арк для нового разоблачения религиозных предрассудков, избрав для этой цели самое мощное орудие -иронию. Подлинную причину успеха Жанны он видел в том, что она уверовала в собственные силы и свою уверенность сумела передать королю и армии. Трагическая смерть Орлеанской девы побуждает Вольтера отбросить иронию; на смену ей приходит гнев, который обрушивается на головы отцов-инквизиторов.

Литературная известность и влиятельные покровители обеспечили Вольтеру место придворного историографа Франции (1745 г.). В1746 г. состоялось его избрание во Французскую Академию, однако ему так и не удалось снискать расположение короля. Холодность Людовика XV, разочарование в версальском дворе склоняли Вольтера принять приглашение Фридриха II, ко двору которого он явился в 1750 г.

Однако вблизи ему открылся во Фридрихе не только острый ум, но также двуличие и деспотизм, что и стало причиной отъезда писателя из Пруссии.

В 1754 г Вольтер прибыл в Швейцарию, где ему предстояло провести большую часть оставшейся жизни, В окрестностях Женевы он купил небольшое имение «Де-лис» («Отрада»).

Здесь Вольтер начал сотрудничать в «Энциклопедии» Дидро и Д’Аламбера.
Вольтер решил обезопасить себя от ярости духовенства Женевы. В 1758 г он арендовал поместье Турней, а затем приобрел и поместье Ферней, которое стаяло его «удельным княжеством». Наконец-то Вольтер мог позволить себе роскошный образ жизни.

Ферней стал местом, где в течение 20 лет разворачивалась просветительская деятельность Вольтера. В свои 65 лет он продолжал выпускать множество литературных, публицистических, философских и исторических сочинений, одним из которых является «История Российской империи при Петре Великом».

Написанная по заказу русского правительства, «История» прославляла царя-реформатора, резко порвавшего с варварством. Среди прочих работ фернейского периода можно отметить философские повести «Кандид» и «Простодушный», «Трактат о веротерпимости», «Опыт о всеобщей истории и нравах и духе народа», «Карманный философский словарь», «Вопросы об «Энциклопедии».

На склоне лет, в 83 года, он решил еще раз повидать Париж. В 1778 г патриарх французского Просвещения прибыл в столицу Франции, где его ждала восторженная встреча. Спустя три месяца он скончался.

Вольтер, настоящее имя Франсуа-Мари Аруэ, (1694-1778) – великий французский философ и мыслитель, прозаик и поэт, трагик и сатирик, историк, просветитель и публицист.

Детство и юность

Отец, Франсуа Аруэ, был государственным служащим, работал на должности нотариуса и собирал налоги. Мама, Мари Маргерит Домар, была из семьи секретаря уголовного суда.

Всего в семье было пятеро детей, Вольтер был младшим. Когда ему едва исполнилось 7 лет, умерла мама.

Обучение мальчик прошёл в иезуитском колледже (сейчас это парижский лицей Людовика Великого), где, по его словам, учили «латыни и прочим глупостям». Отец мечтал видеть сына юристом и по окончании колледжа в 1711 году определил его в Школу права.

Но карьера юриста совсем не увлекала молодого Вольтера. Вдобавок ко всему он не любил своего отца. Чем взрослее становился юноша, тем меньше ему хотелось быть сыном преуспевающего буржуа. Позднее, в возрасте 50 лет, Вольтер заявил, что его настоящий отец – нищий мушкетёр и поэт, некий шевалье де Рошбрюн. А тогда, будучи 18-летним парнем, Вольтер всё-таки бросил юридическое обучение и занялся литературой.

Начало литературной деятельности

Надо сказать, что стихи он стал писать, ещё обучаясь в колледже. Вольтер был вольным поэтом, обитал в аристократических домах, куда его ввёл родственник по материнской линии аббат Шатонеф.

Произведения его были полны сатиры, за что Вольтер не раз попадал в Бастилию. В 1717 году он отсидел в тюрьме почти целый год, но времени даром не терял, трудился над поэмой «Генриада» и трагедией «Эдип».

После очередного тюремного заключения молодому человеку было предложено покинуть Францию, в противном случае ему грозило длительное пребывание в тюрьме. Вольтер отправился в Англию, где провёл около трёх лет, занимаясь в основном изучением науки, политического строя, философии и литературы.

Вернувшись в Париж, в книге «Философские мысли» Вольтер поделился своими впечатлениями об Англии. Книга была конфискована, издатель попал в Бастилию, а сам писатель успел убежать, на этот раз в Лотарингию.

Эмилия дю Шатле

С маркизой дю Шатле Вольтер познакомился в Руане. Он скрывался там под чужим именем, практически не выходил на улицу в опасении, что его поймают и снова заточат в Бастилию.

Однажды вечером, решившись всё-таки прогуляться на свежем воздухе и уже возвращаясь домой, Вольтер увидел женщину верхом на коне. Он заметил дорогой наряд и украшения, а значит, дама была знатной и богатой особой. Она появилась в тот самый момент, когда Вольтер разглядел у своего дома разбойников с палками. При появлении женщины, толпа бросила палки и разбежалась. Спасительницей оказалась Эмилия дю Шатле. Женщина сказала, что о нём ей всё известно, и она приехала специально, чтобы увезти Вольтера к себе замок.

Писатель стал жить в замке Сирей, позже он назвал его «раем на земле». Ему было 39, маркизе 27, получилась потрясающая по красоте история любви, вместе они прожили 15 лет. Эмилия стала для Вольтера всем – лучшим другом, наставником, помощником, любовницей, верным спутником и музой. Именно в замке Сирей он создал самые лучшие свои шедевры: трагедии «Альзира» и «Магомет», поэму «Орлеанская девственница», а также научные труды «Основы философии Ньютона» и «Трактат о метафизике».

Маркиза искренне переживала с ним каждую радость, огорчение, взлёт и падение, волновалась за него и помогала в творчестве. Сама она была очень образованной, увлекалась литературой, физикой, философией и математикой, перевела на французский язык труды Ньютона.

Когда маркиза умерла, Вольтеру казалось, что нет смысла теперь жить без любимой женщины. Но судьбою было уготовано, что он переживёт свою Эмилию на долгих 30 лет.

Европейская деятельность

В 1745 году Вольтер получил назначение на должность придворного поэта, в следующем году его избрали членом французской академии наук, а также почётным членом Петербургской академии наук.

Но натянутые отношения с Людовиком ХV, а также уход из жизни любимой Эмилии послужили поводом для того, чтобы Вольтер согласился на предложение прусского короля Фридриха II и уехал в Берлин.

За три года с прусским королём у поэта произошёл разлад из-за своего острого языка и финансовых махинаций. Вольтер уехал, на этот раз в Швейцарию. На границе женевского кантона он заимел два поместья – одно арендовал, второе купил. Здесь он занялся обширной перепиской и приёмом гостей со всех уголков Европы. Среди тех, с кем он переписывался, помимо прусского короля Фридриха II были:

  • российская императрица Екатерина II;
  • король Дании Христиан VII;
  • король Польши Станислав Август Понятовский;
  • король Швеции Густав III.

С 1750 по 1760 годы Вольтер очень много трудился, результатом его плодотворной работы стали философские повести:

  • «Кандид»;
  • «История Российской империи при Петре Великом»;
  • «Вопросы об энциклопедии»;
  • «Трактат о веротерпимости»;
  • «Простодушный»;
  • «Карманный философский словарь»;
  • «Опыт всеобщей истории о нравах и духе народа».

К этому времени заметно прибавлялось состояние Вольтера, он получил наследство отца, гонорары за свои изданные философские труды. Надо отметить, что философ не чурался и финансовых спекуляций. Так что к 1776 году его состояние насчитывало 200 тысяч ливров, и он вошёл в число богатейших людей Франции. Вольтер завёл себе несколько довольно прибыльных предприятий, аристократы занимали у философа деньги, а он мог теперь думать и говорить всё, что захочет.

Смерть и наследие

Вольтеру было уже за восемьдесят лет, когда он вернулся в Париж, его встречали восторженно. Он купил дом на улице Ришелье. Казалось, что теперь на Родине можно спокойно доживать свой век.

Но его стали мучить сильные боли. Современные медики, изучив документы и записи самого философа о том, как протекала болезнь, сошлись на мнении, что скорее всего у Вольтера был рак предстательной железы. Чтобы уменьшить боль, он подсел на опий. В марте 1778 года произошло его примирение с церковью и отпущение грехов. А в мае великого философа не стало, он умер во сне в Париже 30 мая 1778 года.

В христианском погребении тела Вольтера было отказано. Его похоронили в Шампани, где в аббатстве Сельер настоятелем служил его племянник. Но в 1791 году его останки всё-таки перенесли в Парижскую национальную усыпальницу выдающихся людей.

Сразу после его смерти императрица Екатерина II изъявила желание выкупить библиотеку Вольтера. Сделка оговаривалась с наследниками философа, его племянница продала 6814 книг и 37 рукописных томов за 30000 рублей золотом. В 1779 году специальный корабль доставил это наследие в Петербург.

Первоначально библиотека Вольтера хранилась в Эрмитаже, сейчас в Российской национальной библиотеке в городе Санкт-Петербурге.

Нет цены наследию, которое оставил Вольтер потомкам. Собрание его философских сочинений составляет около 50 томов по 600 страниц каждый и ещё плюс два огромных тома «Указателей».

Мировоззрение Вольтера сформировалось в молодые годы, когда он был в изгнании, в Англии, и, потом, эти его жизненные правила уже никогда не менялись, до самых последних дней.

Размышления Вольтера о человеке, о религии, о государстве представляют большой интерес, как с точки зрения характеристики его- как личности, так и точки зрения анализа и изучения общественных отношений.

Вольтер о человеке.

Все поступки людей Вольтер объясняет любовью к себе, которая «столь же необходима человеку, сколь кровь, текущая в его жилах», а соблюдение собственных интересов он считает двигателем жизни. Наше самолюбие «подсказывает нам уважение к самолюбию других людей. Закон направляет эту любовь к себе, религия её совершенствует».

Вольтер убеждён, что в каждом человеке заложено чувство порядочности «в виде некоторого противоядия от всех ядов, которыми его отравляют; а чтобы быть счастливым, вовсе не обязательно предаваться порокам, скорее, наоборот, подавляя свои пороки, мы достигаем спокойствия, утешительного свидетельства собственной совести; отдаваясь порокам, мы утрачиваем покой и здоровье».

Вольтер разделяет людей на два класса: «жертвующим своим себялюбием благу общества» и «полный сброд, влюблённый лишь в самого себя».

Рассматривая человека, как общественное существо, Вольтер пишет, что «человек не походит на других животных, имеющих лишь инстинкт любви к себе», для человека «характерна и естественная благожелательность, не замеченная у животных»

Однако, часто у человека любовь к себе сильнее доброжелательности, но, в конце концов, наличие у животных разума весьма сомнительно, а именно «эти его (Бога) дары: разум, любовь к себе, доброжелательство к особям нашего вида, потребности страсти суть средств, с помощью коих мы учредили общество».

Вольтер о религии.

Вольтер энергично выступал против католической церкви, против злодеяний духовенства, мракобесия и фанатизма. Он рассматривал католическую церковь как главный тормоз всякого прогресса, смело разоблачил и высмеивал догматы церкви, жалкую схоластику, которую духовенство преподносило народу. В своём отношении к католической церкви Вольтер был непримирим. Каждое слово его было проникнуто боевым духом. В борьбе с католической церковью он выдвинул лозунг «Раздавите гадину», призывая всех сражаться с «чудовищем», которое терзает Францию.

Религия, с точки зрения Вольтера, - это грандиозный обман с корыстными, Вольтер характеризует католичество как «сеть самых пошлых обманов, сочинённых ловкими людьми».

Вольтер всегда крайне негативно относился к религиозным фанатикам. Источником же фанатизма является суеверие, суеверный человек становится фанатиком, когда его толкают на любые злодейства во имя Господа. «Наиболее глуп и зол тот народ, который более других суеверен». Суеверие для Вольтера - смесь фанатизма с мракобесием. Фанатизм же Вольтер считал злом большим, чем атеизм: «Фанатизм тысяче крат гибельнее, ибо атеизм вообще не внушает кровавых страстей, фанатизм же их провоцирует; атеизм противостоит преступлениям, но фанатизм их вызывает». Атеизм, - считает Вольтер, - это порок некоторых умных людей, суеверие и фанатизм - порок глупцов.

Однако, борясь против церкви, духовенства и религии, Вольтер был вместе с тем врагом атеизма, критике примитивного атеизма Вольтер посвятил свой специальный памфлет «Homйlie sur l"athйisme».

Вольтер, по своим убеждниям, был деист. Деизм- (от лат. deus - бог) -- религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм. Деизм предполагает, что разум, логика и наблюдение за природой - единственные средства для познания Бога и его воли. Бог только творит мир и больше в его жизни не участвует.

Деизм высоко ценит человеческий разум и свободу. Деизм стремится привести к гармонии науку и идею о существовании Бога, а не противопоставлять науку и Бога.

Вольтер отнюдь не отвергает религию и религиозность как таковые. Он считал что религия освобождённая от наслоений мракобесия и суеверий наилучший способ управления общественной идеологией. Крылатыми стали его слова: «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать».

Вольтер о государстве

Вольтер считал что государство должно отвечать потребностям эпохи, и может выступать в различных организационных формах.

Двойственность суждений Вольтера в том что он был противник абсолютизма но, в то же время он не имел других идей управления обществом. Выход он видел в создании просвещённого абсолютизма, монархии, опирающейся на «образованную часть» общества, на интеллигенцию, на «философов». Таковым существующий политический строй будет, если на королевском троне окажется «просвещенный» монарх.

Будучи в очередном изгнании, живя в Берлине, Вольтер в письме к прусскому королю Фридриху излагал свою точку зрения следующим образом: «Поверьте, что истинно хорошими государями были только те, кто начал, подобно вам, с усовершенствования себя, чтобы узнать людей, с любви к истине, с отвращения к преследованию и суеверию… не может быть государя, который мысля, таким образом, не вернул бы в свои владения золотой век.... Самое счастливое время, когда государь - философ».

Но лишь образованностью и мудростью не исчерпывается набор качеств, необходимых «просвещенному» монарху. Он должен быть также государем милостивым, внемлющим нуждам людей, своих подданных. «Добрый король есть лучший подарок, какой небо может дать земле». Вольтеру хотелось верить в то, что институты абсолютистского государства себя не изжили и могут сами преодолеть собственные социально-экономические, правовые и идеологические устои, как только страной начнет управлять высокоученый нравственный самодержец.

Разумеется такая точка зрения была наивной, даже сам Вольтер, вероятно, понимал невозможность такого облагороженного абсолютизма. Поэтому он, через некоторое время рассорился с Фридрихом и был вынужден бежать и оттуда.

В последние годы своей жизни Вольтер много рассуждал о республике. Он даже написал в 1765 г. специальное сочинение "Республиканские идеи". Но опять-таки он считал что во главе республики должен быть, если не монарх, то единоличный лидер, использующий механизмы республиканского устройства для отражения чаяний всех слоёв общества. Нужно сказать что именно эти идеи были положены в основу первой и второй французской распублики. Да и сейчас, в настоящее время, правильное сочетание, баланс республиканского управления с единоличным лидерством является основой прочности государства

По социальным воззрениям Вольтер - сторонник неравенства. Общество должно делится на богатых и бедных. Именно это он считает двигателем прогресса


Биография

Вольтер - один из величайших французских философов-просветителей XVIII века: поэт, прозаик, сатирик, трагик, историк, публицист.

Сын чиновника Франсуа Мари Аруэ, Вольтер учился в иезуитском колледже «латыни и всяких глупостей», был предназначен отцом к профессии юриста, однако предпочёл праву литературу; начал свою литературную деятельность во дворцах аристократов в качестве поэта-нахлебника; за сатирические стишки в адрес регента и его дочери попал в Бастилию (куда потом был отправлен вторично, на этот раз за чужие стихи).

Был избит дворянином, из рода де Роган, которого осмеял, хотел вызвать его на дуэль, но вследствие интриги обидчика снова очутился в тюрьме, был освобождён с условием выезда за границу; занимателен тот факт, что в юности два астролога предсказали Вольтеру всего 33 земных года. И именно эта несостоявшаяся дуэль могла сделать предсказание реальностью, но случай решил по-другому. Об этом в 63 года Вольтер записал: «Я назло обманул астрологов уже тридцатью годами, за что прошу покорно извинить меня».

Позже уехал в Англию, где прожил три года (1726-1729), изучая её политический строй, науку, философию и литературу.

Вернувшись во Францию, Вольтер издал свои английские впечатления под заглавием «Философские письма»; книга была конфискована (1734), издатель поплатился Бастилией, а Вольтер бежал в Лотарингию, где нашёл приют у маркизы дю Шатле (с которой прожил 15 лет). Будучи обвинён в издевательстве над религией (в поэме «Светский человек»), Вольтер снова бежал, на этот раз в Нидерланды.

В 1746 году Вольтер был назначен придворным поэтом и историографом, но, возбудив недовольство маркизы де Помпадур, порвал с двором. Вечно подозреваемый в политической неблагонадёжности, не чувствуя себя во Франции в безопасности, Вольтер последовал (1751) приглашению прусского короля Фридриха II, с которым давно (с 1736) находился в переписке, и поселился в Берлине (Потсдаме), но, вызвав недовольство короля неблаговидными денежными спекуляциями, а также ссорой с президентом Академии Мопертюи (карикатурно изображённым Вольтером в «Диатрибе доктора Акакия»), был вынужден покинуть Пруссию и поселился в Швейцарии (1753). Здесь он купил имение около Женевы, переименовав его в «Отрадное» (Délices), приобрёл затем ещё два имения: Турнэ и - на границе с Францией - Ферне (1758), где жил почти до самой смерти. Человек теперь богатый и вполне независимый, капиталист, ссужавший деньгами аристократов, землевладелец и в то же время владелец ткацкой и часовой мастерских, Вольтер - «фернейский патриарх» - мог теперь свободно и безбоязненно представлять в своём лице «общественное мнение», всемогущее мнение, против старого, доживавшего свой век социально-политического порядка.

Ферне стало местом паломничества для новой интеллигенции; дружбой с Вольтером гордились такие «просвещённые» монархи, как Екатерина II, Фридрих II, возобновивший с ним переписку, Густав III шведский. В 1774 году Людовика XV сменил Людовик XVI, а в 1778 году Вольтер - восьмидесятитрёхлетний старик - вернулся в Париж, где ему была устроена восторженная встреча. Он приобрёл себе особняк на улице Ришелье, активно работал над новой трагедией «Агафокл». Постановка его последней пьесы «Ирен» превратилась в его апофеоз. Назначенный директором Академии, Вольтер приступил, несмотря на преклонный возраст, к переработке академического словаря.

Сильные боли, происхождение которых поначалу было неясно, вынуждали Вольтера принимать большие дозы опия. В начале мая, после обострения болезни, доктор медицины Троншен поставил неутешительный диагноз: рак предстательной железы. Вольтер ещё крепился, порою даже шутил, но зачастую шутку прерывала гримаса боли.

Очередной врачебный консилиум, состоявшийся 25 мая, предрёк скорый летальный исход. Каждый день приносил больному всё бо́льшие мучения. Порой не помогал даже опиум.

Племянник Вольтера аббат Миньо, пытаясь примирить дядюшку с католической церковью, пригласил к нему аббата Готье и приходского кюре церкви св. Сульпиция Терсака. Визит состоялся днём 30 мая. По легенде, на предложение священнослужителей «отречься от Сатаны и прийти к Господу» Вольтер ответил: «Зачем перед смертью приобретать новых врагов?». Его последними словами было «Ради бога, дайте мне умереть спокойно».

В 1791 году Конвент постановил перенести останки Вольтера в Пантеон и переименовать «Набережную Театинцев» в «Набережную имени Вольтера». Перенос останков Вольтера в Пантеон превратился в грандиозную революционную демонстрацию. В 1814 году во время Реставрации ходил слух, что останки Вольтера были якобы выкрадены из Пантеона, что не соответствовало действительности. В настоящее время прах Вольтера всё ещё находится в Пантеоне.

Философия

Являясь сторонником эмпиризма английского философа Локка, учение которого он пропагандировал в своих «философских письмах», Вольтер был вместе с тем противником французской материалистической философии, в частности барона Гольбаха, против которого направлено его «Письмо Меммия к Цицерону»; в вопросе о духе Вольтер колебался между отрицанием и утверждением бессмертия души, в вопросе о свободе воли - в нерешительности переходил от индетерминизма к детерминизму. Важнейшие философские статьи Вольтер печатал в «Энциклопедии» и затем издал отдельной книгой, сначала под заглавием «Карманный философский словарь» (фр. Dictionnaire philosophique portatif, 1764). В этом труде Вольтер проявил себя как борец против идеализма и религии, опираясь на научные достижения своего времени. В многочисленных статьях он даёт критику религиозных представлений христианской церкви, религиозной морали, обличает преступления, совершённые христианской церковью.

Вольтер, как представитель школы естественного права, признает за каждым индивидом существование неотчуждаемых естественных прав: свободу, собственность, безопасность, равенство[прояснить].

Наряду с естественными законами философ выделяет позитивные законы, необходимость которых объясняет тем, что «люди злы». Позитивные законы призваны гарантировать естественные права человека. Многие позитивные законы представлялись философу несправедливыми, воплощающими лишь человеческое невежество.

Критика религии

Неутомимый и беспощадный враг церкви и клерикалов, которых он преследовал аргументами логики и стрелами сарказма, писатель, чей лозунг гласил «écrasez l’infâme» («уничтожьте подлую», часто переводят как «раздавите гадину»), Вольтер обрушивался и на иудаизм, и на христианство (например в «Обеде у гражданина Булэнвилье»), изъявляя впрочем своё уважение к личности Христа (как в указанном сочинении, так и в трактате «Бог и люди»); с целью антицерковной пропаганды Вольтер издал «Завещание Жана Мелье», священника-социалиста XVII века, не жалевшего слов для развенчания клерикализма.

Борясь словом и делом (заступничество за жертв религиозного фанатизма - Каласа и Сервета) против господства и гнёта религиозных суеверий и предрассудков, против клерикального изуверства, Вольтер неустанно проповедовал идеи религиозной «терпимости» (tolérence) - термин, означавший в 18 в., презрение к христианству и безудержную рекламу антикатолицизма - и как в своих публицистических памфлетах (Трактат о веротерпимости, 1763), так и в своих художественных произведениях (образ Генриха IV, покончившего с вероисповедной распрей католиков и протестантов; образ императора в трагедии «Гебры»). Особое место во взглядах Вольтера занимало отношение к христианству вообще. Христианское мифотворчество Вольтер считал обманом.

В 1722 году Вольтер пишет антиклерикальную поэму «За и против». В этой поэме он доказывает, что христианская религия, предписывающая любить милосердного бога, на самом деле рисует его жестоким тираном, «которого мы должны ненавидеть». Тем самым Вольтер провозглашает решительный разрыв с христианскими верованиями:

В этом недостойном образе я не признаю бога, которого я должен чтить… Я не христианин.

Критика атеизма. Деизм Вольтера

Борясь против церкви, духовенства и религий «откровения», Вольтер был вместе с тем врагом атеизма; критике атеизма Вольтер посвятил специальный памфлет («Homélie sur l’athéisme»). Деист в духе английских буржуазных вольнодумцев XVIII века, Вольтер всевозможными аргументами старался доказать существование божества, сотворившего вселенную, в дела которой однако не вмешивается, оперируя доказательствами: «космологическими» («Против атеизма»), «телеологическими» («Le philosophe ignorant») и «моральными» (статья «Бог» в «Энциклопедии»).

«Но в 60-70-х гг. Вольтер проникается скептическими настроениями»:

Но где находится вечный геометр? В одном месте или повсюду, не занимая пространства? Я ничего не знаю об этом. Устроил ли он мир из своей субстанции? Я ничего не знаю об этом. Является ли неопределенным, не характеризуемым ни количеством, ни качеством? Я ничего не знаю об этом.

«Вольтер отходит от позиции креационизма, говорит, что „природа вечна“». «Современники Вольтера рассказывали об одном эпизоде. Когда Вольтера спросили, есть ли Бог, он попросил сперва плотно закрыть дверь и затем сказал: „Бога нет, но этого не должны знать мои лакей и жена, так как я не хочу, чтобы мой лакей меня зарезал, а жена вышла из послушания“».

В «Назидательных проповедях», а также в философских повестях неоднократно встречается и аргумент «полезности», то есть такое представление о Боге, при котором он выступает в качестве социального и нравственного регулирующего принципа. В этом смысле, вера в него оказывается необходимой, поскольку только она, по мысли Вольтера, способна удержать человеческий род от саморазрушения и взаимного истребления.

Давайте же, братья мои, по крайней мере, посмотрим, насколько полезна такая вера и сколь мы заинтересованы в том, чтобы она была запечатлена во всех сердцах.

Принципы эти необходимы для сохранения людского рода. Лишите людей представления о карающем и вознаграждающем боге - и вот Сулла и Марий с наслажденьем купаются в крови своих сограждан; Август, Антоний и Лепид превосходят в жестокости Суллу, Нерон хладнокровно отдает приказ об убийстве собственной матери.

Отрицая средневековый церковно-монашеский аскетизм во имя права человека на счастье, которое коренится в разумном эгоизме («Discours sur l’homme»), долгое время разделяя оптимизм английской буржуазии XVIII века, преобразовавшей мир по своему образу и подобию и утверждавшей устами поэта Поупа: «Whatever is, is right» («все хорошо, что есть»), Вольтер после землетрясения в Лиссабоне, разрушившего треть города, несколько снизил свой оптимизм, заявляя в поэме о лиссабонской катастрофе: «сейчас не всё хорошо, но всё будет хорошо».

Социально-философские взгляды

По социальным воззрениям Вольтер - сторонник неравенства. Общество должно делиться на «образованных и богатых» и на тех, кто, «ничего не имея», «обязан на них работать» или их «забавлять». Трудящимся поэтому незачем давать образование: «если народ начнёт рассуждать, всё погибло» (из писем Вольтера). Печатая «Завещание» Мелье, Вольтер выкинул всю его острую критику частной собственности, считая её «возмутительной». Этим объясняется и отрицательное отношение Вольтера к Руссо, хотя в их взаимоотношениях и имелся налицо личный элемент.

Убеждённый и страстный противник абсолютизма, он остался до конца жизни монархистом, сторонником идеи просвещённого абсолютизма, монархии, опирающейся на «образованную часть» общества, на интеллигенцию, на «философов». Просвещённый монарх - его политический идеал, который Вольтер воплотил в ряде образов: в лице Генриха IV (в поэме «Генриада»), «чувствительного» царя-философа Тевкра (в трагедии «Законы Миноса»), ставящего своей задачей «просветить людей, смягчить нравы своих подданных, цивилизовать дикую страну», и короля дон Педро (в одноимённой трагедии), трагически погибающего в борьбе с феодалами во имя принципа, выраженного Тевкром в словах: «Королевство - великая семья с отцом во главе. Кто имеет другое представление о монархе, тот виновен перед человечеством».

Вольтер, как и Руссо, иногда склонялся к защите идеи «первобытного состояния» в таких пьесах, как «Скифы» или «Законы Миноса», но его «первобытное общество» (скифов и сидонцев) не имеет ничего общего с нарисованным Руссо раем мелких собственников-хуторян, а воплощает собою общество врагов политического деспотизма и религиозной нетерпимости.

В своей сатирической поэме «Орлеанская девственница» он высмеивает рыцарей и придворных, но в поэме «Битва при Фонтенуа» (1745) Вольтер славит старое французское дворянство, в таких пьесах, как «Право сеньора» и особенно «Нанина», - рисует с увлечением помещиков либерального уклона, даже готовых жениться на крестьянке. Вольтер долго не мог примириться с вторжением на сцену лиц недворянского положения, «обыкновенных людей» (фр. hommes du commun), ибо это значило «обесценить трагедию» (avilir le cothurne).

Связанный своими политическими, религиозно-философскими и социальными воззрениями ещё довольно крепко с «старым порядком», Вольтер в особенности своими литературными симпатиями крепко врос в аристократический XVIII век Людовика XIV, которому он посвятил своё лучшее историческое сочинение - «Siècle de Louis XIV».

Незадолго до своей смерти, 7 апреля 1778 года, Вольтер вступил в парижскую масонскую ложу Великого Востока Франции - «Девять сестёр». При этом в ложу его сопровождал Бенджамин Франклин (в то время - американский посол во Франции).

Литературное творчество

Драматургия

Продолжая культивировать аристократические жанры поэзии - послания, галантную лирику, оду и т. д., Вольтер в области драматической поэзии был последним крупным представителем классической трагедии - написал 28; среди них главнейшие: «Эдип» (1718), «Брут» (1730), «Заира» (1732), «Цезарь» (1735), «Альзира» (1736), «Магомет» (1741), «Меропа» (1743), «Семирамида» (1748), «Спасённый Рим» (1752), «Китайская сирота» (1755), «Танкред» (1760).

Однако в обстановке угасания аристократической культуры трансформировалась неизбежно и классическая трагедия. В её прежнюю рационалистическую холодность врывались всё в большем изобилии нотки чувствительности («Заира»), её прежняя скульптурная чёткость сменялась романтической живописностью («Танкред»). В репертуар античных фигур вторгались всё решительнее экзотические персонажи - средневековые рыцари, китайцы, скифы, гебры и тому подобное.

Долгое время не желая мириться с восшествием новой драмы - как формы «гибридной», Вольтер кончил тем, что и сам стал защищать приём смешения трагического и комического (в предисловии к «Расточителю» и «Сократу»), считая это смешение, впрочем, законной чертой лишь «высокой комедии» и отвергая как «нехудожественный жанр» «слезливую драму», где только «слёзы». Долгое время противодействуя вторжению на сцену плебеев-героев, Вольтер, под напором буржуазной драмы, сдал и эту свою позицию, широко открывая двери драмы «для всех сословий и всех званий» (предисловие к «Шотландке», со ссылками на английские примеры) и формулируя (в «Рассуждении о гебрах») по существу программу демократического театра; «чтобы легче внушить людям доблесть, необходимую обществу, автор выбрал героев из низшего класса. Он не побоялся вывести на сцену садовника, молодую девушку, помогающую отцу в сельских работах, простого солдата. Такие герои, стоящие ближе других к природе, говорящие простым языком, произведут более сильное впечатление и скорее достигнут цели, чем влюблённые принцы и мучимые страстью принцессы. Достаточно театры гремели трагическими приключениями, возможными только среди монархов и совершенно бесполезными для остальных людей». К типу таких буржуазных пьес можно отнести «Право сеньора», «Нанина», «Расточитель» и др.

Поэзия

Если как драматург Вольтер шёл от ортодоксальной классической трагедии через её сентиментализацию, романтизацию и экзотику к драме Нового времени под напором растущего движения «третьего сословия», то аналогична его эволюция и как писателя эпического. Вольтер начал в стиле классической эпопеи («Генриада», 1728; первоначально «Лига или великий Генрих»), которая однако, как и классическая трагедия, под его рукой преображалась: вместо вымышленного героя взят реальный, вместо фантастических войн - на самом деле бывшая, вместо богов - аллегорические образы - понятия: любви, ревности, фанатизма (из «Essai sur la poésie épique»).

Продолжая стиль героической эпопеи в «Поэме о битве при Фонтенуа», прославляющей победу Людовика XV, Вольтер затем в «Орлеанской девственнице» (La Pucelle d’Orléans), едко и скабрёзно высмеивающей весь средневековый мир феодально-клерикальной Франции, снижает героическую поэму до героического фарса и переходит постепенно, под влиянием Поупа, от героической поэмы к поэме дидактической, к «рассуждению в стихах» (discours en vers), к изложению в форме поэмы своей моральной и общественной философии («Письмо о философии Ньютона», «Рассуждение в стихах о человеке», «Естественный закон», «Поэма о лиссабонской катастрофе»).

Философская проза

Отсюда наметился естественный переход к прозе, к философскому роману («Видение Бабука», «Простодушный», «Задиг, или Судьба», «Микромегас», «Кандид, или Оптимизм», «Царевна Вавилонская», «Scarmentado» и другие, 1740-1760-х гг.), где на стержне приключений, путешествий, экзотики Вольтер развивает тонкую диалектику взаимоотношений случайности и предопределенности («Задиг или судьба»), одновременной низменности и величия человека («Видение Бабука»), нелепости как чистого оптимизма, так и чистого пессимизма («Кандид»), и о единственной мудрости, заключающейся в убеждении познавшего все превратности Кандида, что человек призван «возделывать свой сад» или, как похожим образом начинает понимать Простодушный из одноименной повести, заниматься своим делом и пытаться исправлять мир не громкими словами, а благородным примером.

Как для всех «просветителей» XVIII века, художественная литература была для Вольтера не самоцелью, а лишь средством пропаганды своих идей, средством протеста против самодержавия, против церковников и клерикализма, возможностью проповедовать веротерпимость, гражданскую свободу, и т. д. Соответственно этой установке, его творчество в высокой степени рассудочно и публицистично. Все силы «старого порядка» яростно поднялись против этого, как его окрестил один из его врагов, - «Прометея», низвергающего власть земных и небесных богов; в особенности усердствовал Фрерон, которого Вольтер заклеймил своим смехом в ряде памфлетов и вывел в пьесе «Шотландка» под прозрачным именем доносчика Фрелона.

Правозащитная деятельность

В 1762 году Вольтер начал кампанию по отмене приговора протестанту Жану Каласу, который был казнён по обвинению в убийстве своего сына. В итоге Жан Калас был признан невиновным и были оправданы остальные осуждённые по этому делу. Французский историк Марьон Сиго утверждает, что Дело Каласа было использовано Вольтером для проявления своей ненависти к Церкви, и вовсе не для защиты прав казненного Каласа (оправданного из-за процедурных ошибок): Marion Sigaut, Voltaire – Une imposture au service des puissants, Paris, Kontre-Kulture, 2014.

Отношение к евреям

В своем «Философском словаре» Вольтер писал: «… вы обнаружите в них (евреях) только невежественный и варварский народ, который издавна сочетает самую отвратительную жадность с самыми презренными суевериями и с самой неодолимой ненавистью ко всем народам, которые их терпят и при этом их же обогащают… Тем не менее не следует их сжигать». Луи де Бональд писал: «Когда я говорю, что философы доброжелательно относятся к евреям, из их числа нужно исключить главу философской школы XVIII века Вольтера, который всю свою жизнь демонстрировал решительную неприязнь к этому народу…».

Последователи Вольтера. Вольтерьянство

Свои произведения Вольтер был вынужден издавать часто анонимно, отрекаясь от них, когда молва объявляла его автором, печатать их за границей, провозить во Францию контрабандой. В борьбе против доживающего свой век старого порядка Вольтер мог, с другой стороны, опираться на огромную влиятельную аудиторию как во Франции, так и за границей, начиная от «просвещённых монархов» и до широких кадров новой буржуазной интеллигенции, вплоть до России, которой он посвятил свою «Историю Петра» и отчасти «Карла XII», находясь в переписке с Екатериной II и с Сумароковым, и где его именем было окрещено, хотя и без достаточного основания, общественное течение, известное под названием вольтерианства.

Культ Вольтера достиг своего апогея во Франции в эпоху Великой революции, и в 1792 году, во время представления его трагедии «Смерть Цезаря», якобинцы украсили голову его бюста красным фригийским колпаком. Если в XIX веке в общем этот культ пошёл на убыль, то имя и слава Вольтера возрождались всегда в эпохи революций: на рубеже XIX века - в Италии, куда войска генерала Бонапарта принесли принцип декларации прав человека и гражданина, отчасти в Англии, где борец против Священного союза, Байрон, прославил Вольтера в октавах «Чайльд-Гарольда», потом - накануне мартовской революции в Германии, где Гейне воскрешал его образ. На рубеже XX века вольтеровская традиция в своеобразном преломлении ещё раз вспыхнула в «философских» романах Анатоля Франса.

Библиотека Вольтера

После смерти Вольтера (1778 год) русская императрица Екатерина II выразила желание приобрести библиотеку писателя и поручила своему агенту в Париже обсудить это предложение с наследниками Вольтера. Особо оговаривалось, что письма Екатерины к Вольтеру также должны быть включены в предмет сделки. Наследница (племянница Вольтера, вдова Дени) охотно согласилась, сумма сделки составила крупную по тем временам сумму в 50000 экю, или 30000 рублей золотом. Доставка библиотеки в Петербург была осуществлена на специальном корабле осенью 1779 года, она состояла из 6 тысяч 814 книг и 37 томов с рукописями. Своих писем императрица обратно не получила, они были куплены и вскоре опубликованы Бомарше, однако Екатерина заранее договорилась с ним, что перед публикацией ей предоставят возможность убрать отдельные фрагменты писем.

Первоначально библиотека Вольтера была размещена в Эрмитаже. При Николае I доступ к ней был закрыт; только А. С. Пушкин, по особому распоряжению царя, был туда допущен в ходе его работы над «Историей Петра». В 1861 году по распоряжению Александра II библиотека Вольтера была переведена в Императорскую публичную библиотеку (ныне Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге).

В книгах много пометок Вольтера, что составляет отдельный объект исследования. Работники Российской национальной библиотеки подготовили к изданию семитомный «Корпус читательских помет Вольтера», из которого опубликованы первые 5 томов.

Библиография

Собрание сочинений в 50 тт. - Р. 1877-1882.
Переписка Вольтера, там же, тт. 33-50.
Языков Д. Вольтер в русской литературе. 1879.
Романы и повести, перевод Н. Дмитриева. - СПб., 1870.
Вольтер. Эстетика. М., 1974
Вольтер М.-Ф. Кандид. - Пантеон, 1908 (сокращённо переиздан - «Огонёк», 1926).
Вольтер М.-Ф. Принцесса Вавилонская. Издательство «Всемирная литература», 1919.
Вольтер М.-Ф. Орлеанская дева, в 2 тт., с примечаниями и статьями, 1927.
Вольтер. Эстетика. Статьи. Письма. - М.: Искусство, 1974.
Иванов И. И. Политическая роль французского театра в XVIII веке. - М., 1895. на сайте Руниверс
Вольтер. Философия. М., 1988
Вольтер. Бог и люди. 2 тома, М., 1961
Хал Хеллман. Великие противостояния в науке. Десять самых захватывающих диспутов - Глава 4. Вольтер против Нидхема: Спор о зарождении = Great Feuds in Science: Ten of the Liveliest Disputes Ever. - М.: «Диалектика», 2007. - С. 320. - ISBN 0-471-35066-4.
Desnoiresterres G. Voltaire et la société du XVIII siècle, 8 vv. - P., 1867-1877.
Morley J. Voltaire. - London, 1878 (русский перевод. - M., 1889).
Bengesco G. Voltaire. Bibliographie de ses œuvres. 4 vv. - P., 1889-1891.
Champion G. Voltaire. - P., 1892.
Strauss D. F. Voltaire. - Lpz., 1895 (русский перевод. - M., 1900).
Crousle L. La vie et les œuvres de Voltaire. 2 vv. - P., 1899.
Lanson G. Voltaire. - P., 1906.
Brandes. Voltaire. 2 vv. - P., 1923.
Maugras G. Querelles des philosophes Voltaire et Rousseau. - P., 1886.
Brunetière F. Les époques du théâtre français. - P., 1892.
Lion H. Les tragédies et les théories dramatiques de Voltaire. - P., 1896.
Griswald. Voltaire als Historiker. - 1898.
Ducros L. Les encyclopédistes. - P., 1900 (есть русский перевод).
Robert L. Voltaire et l’intolérance réligieuse. - P., 1904.
Pellissier G. Voltaire philosophe. - P., 1908.

Философские произведения

«Задиг» (Zadig ou la Destinée, 1747)
«Микромегас» (Micromégas, 1752)
«Кандид» (Candide, ou l’Optimisme, 1759)
«Трактат о веротерпимости» (Traité sur la tolérance, 1763)
«Что нравится дамам» (Ce qui plaît aux dames, 1764)
«Философский словарь» (Dictionnaire philosophiques, 1764)
«Простодушный» (L’Ingénu, 1767)
«Вавилонская принцесса» (La Princesse de Babylon, 1768

Экранизации произведений

1960 Кандид, или Оптимизм в XX веке
1994 Простодушный

Переводчики Вольтера на русский язык

Адамович, Георгий Викторович
Гумилёв, Николай Степанович
Иванов, Георгий Владимирович
Лозинский, Михаил Леонидович
Шейнман, Сесиль Яковлевна
Фонвизин, Денис Иванович

Большое кол- во портретов философа оставил его друг - швейцарский художник Жан Гюбер, значительная часть их была приобретена Екатериной II и хранится в Эрмитаже. Увлечением философа были шахматы. Постоянным его противником на протяжении 17 лет был иезуит отец Адам, живший в доме философа в Ферне. Их партия в шахматы с натуры запечатлена Жаном Гюбером на картине «Вольтер, играющий в шахматы с отцом Адамом», хранящейся в Эрмитаже.
С 80-х годов XVIII века и вплоть до XX века духовенство Русской православной церкви боролось с идеями и книгами французских философов-материалистов, разоблачавших сущность религии. В частности, духовное ведомство издавало литературу, в которой подвергало критике идеи Вольтера, добивалось конфискации и сожжения его произведений. В 1868 году русской духовной цензурой уничтожена книга Вольтера «Философия истории», в которой духовные цензоры обнаружили «глумление над истинами и опровержение священного писания».
В 1890 году уничтожены «Сатирические и философские диалоги» Вольтера, а в 1893 - его поэтические произведения, в которых были найдены «антирелигиозные тенденции». В честь Вольтера назван астероид (5676) Voltaire, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской Астрофизической обсерватории 9 сентября 1986 г.

Два звездочета сказали Вольтеру, что тот проживет до 33-х лет. Но великому мыслителю удалось обмануть саму смерть, он чудом остался в живых из-за несостоявшейся дуэли с неким дворянином из рода де Роган. Биография французского философа полна как взлетов, так и падений, но, тем не менее, его имя стало бессмертным на века.

Вольтер, уехавший в Англию писателем и вернувшийся мудрецом, сделал неоспоримый вклад в особую форму познания мира, его имя стоит в одном ряду с и . Писателю, в жилах которого не было ни капли дворянской крови, благоволили великие правители - российская императрица , король Пруссии Фридрих «Старый Фриц» II и владелец швейцарской короны Гюстав III.

Мыслитель оставил потомкам повести, поэмы, трагедии, а его книги «Кандид, или оптимизм» и «Задиг, или Судьба» разошлись на цитаты и крылатые выражения.

Детство и юность

Франсуа-Мари Аруэ (имя философа при рождении) родился 21 ноября 1694 года в городе любви – Париже. Младенец был настолько хил и слаб, что сразу же после рождения родители послали за священником. К сожалению, Мари Маргерит Домар, мать Вольтера, умерла, когда мальчику было семь лет. Поэтому будущий властитель дум Западной Европы рос и воспитывался с отцом, который пребывал на чиновничьей службе.

Не сказать, что отношения маленького Франсуа и его родителя были дружественными, поэтому неудивительно, что уже в зрелом возрасте Аруэ объявил себя незаконнорожденным отпрыском шевалье де Рошбрюна – нищего поэта и мушкетера. Франсуа Аруэ-старший отдал свое чадо в иезуитский коллеж, который ныне носит название лицея Людовика Великого.

В этом колледже Вольтер обучался «латыни и всяким глупостям», потому что юноша хоть и получил серьезную литературную подготовку, но на всю жизнь возненавидел фанатичность местных отцов-иезуитов, которые ставили религиозные догмы превыше человеческой жизни.


Отец Вольтера хотел, чтобы сын пошел по его стопам и стал нотариусом, поэтому Франсуа был быстро пристроен в адвокатскую контору. Вскоре молодой человек понял, что юридическая наука, которой благоволит древнегреческая богиня Фемида, не его стезя. Поэтому, чтобы разбавить зеленую тоску яркими красками, Вольтер взялся за чернильницу и перо не для переписи документов, а для сочинения сатирических рассказов.

Литература

Когда Вольтеру исполнилось 18 лет, он сочинил первую пьесу и уже тогда не сомневался, что обязательно оставит след в истории как писатель. Через два года Франсуа-Мари Аруэ уже успел снискать в парижских салонах и у искушенных дам и господ славу короля насмешек. Поэтому некоторые литературные деятели и высокопоставленные лица боялись найти публикацию Вольтера, выставляющую их перед обществом в дурном свете.


Но в 1717 году Франсуа-Мари Аруэ поплатился за свои остроумные сатиры. Дело в том, что талантливый молодой человек высмеял регента французского королевства при малолетнем короле – Филиппа II Орлеанского. Но правитель не отнесся к стишкам Вольтера с должным юмором, поэтому сочинитель был отправлен на год в Бастилию.

Но в месте лишения свободы Вольтер не потерял свой творческий пыл, а наоборот, начал усиленно заниматься литературой. Оказавшись на воле, Вольтер получил признание и славу, потому что на подмостках театра «Комеди Франсэз» прошла его трагедия «Эдип», написанная в 1718 году.


Молодого человека стали сравнивать с именитыми французскими драматургами, поэтому поверивший в свой литературный талант Вольтер сочинял одно произведение за другим, причем это были не только философские трагедии, но и романы, а также памфлеты. Писатель опирался на исторические образы, поэтому завсегдатаи театров могли узреть на сцене актеров, переодетых в , Брута или Магомета.

Итого в послужном списке Франсуа-Мари Аруэ 28 произведений, которые можно отнести к классической трагедии. Также Вольтер культивировал и аристократические жанры поэзии, из-под его пера нередко выходили послания, галантная лирика и оды. Но стоит сказать, что писатель не боялся экспериментировать и смешивать, казалось бы, несовместимые вещи (трагичное и комичное) в одном флаконе.

Он не побоялся разбавлять рациональную холодность нотами сентиментальной чувствительности, а также в его античных произведениях нередко фигурировали экзотические персонажи: китайцы, ираноязычные скифы и исповедующие зороастризм гербы.

Что касается поэзии, то классическая эпопея Вольтера «Генриада» вышла в свет в 1728 году. В этом произведении великий француз осуждал королей-деспотов за их неистовое почитание Бога, используя не вымышленные образы, а реальные прототипы. Далее, приблизительно в 1730 году, Вольтер трудится над основополагающей сатирической пародийной поэмой «Орлеанская девственница». Но сама книга впервые была напечатана только в 1762-ом, до этого выходили анонимные издания.


«Орлеанская девственница» Вольтера, написанная силлабическим двенадцатисложником, окунает читателя в историю реально существующей личности, небезызвестной национальной героини Франции . Но произведение писателя – отнюдь не биография командующей войсками, а сплошная ирония на устройство французского общества и церковь.

Стоит отметить, что этой рукописью зачитывался в молодости , российский поэт даже стремился подражать Вольтеру в своей поэме «Руслан и Людмила» (но, повзрослев, Пушкин адресует в адрес «французского наставника» весьма критическое произведение).


Помимо прочего, Франсуа-Мари Аруэ отличился и философской прозой, которая приобрела невиданную популярность среди современников. Мастер пера не только погружал держателя книги в приключенческие истории, но и заставлял задумываться о тщетности бытия, величестве человека, а также о бессмысленности чистого оптимизма и абсурдности идеального пессимизма.

Произведение «Простодушный», вышедшее в 1767 году, рассказывает о злоключениях приверженца «теории естественного права». Эта рукопись является смесью лирической стихии, романа-воспитания и философской повести.

Сюжет вращается вокруг типичного персонажа – благородного дикаря, эдакого Робинзона Крузо эпохи Просвещения, который иллюстрирует врожденную нравственность человека до его соприкосновения с цивилизацией. Но также стоит обратить внимание на новеллу Вольтера «Кандид, или Оптимизм» (1759), которая вмиг стала мировым бестселлером.

Сочинение долгое время пылилось за беспросветным занавесом, так как произведение было запрещено из-за непристойности. Интересно то, что сам сочинитель «Кандида» считал этот роман глупостью и даже отказывался признавать свое авторство. «Кандид, или Оптимизм» чем-то напоминает типичный плутовской роман – жанр, сложившийся в Испании. Как правило, главное действующее лицо такого произведения – авантюрист, который вызывает симпатию.


Но самая цитируемая книга Вольтера наделена абсурдом и гневным сарказмом: все приключения героев придуманы для того, чтобы высмеять общество, правительство и церковь. В особенности попал под опалу саксонский философ , пропагандирующий учение, описанное в «Теодицее, или Оправдании Бога».

Римско-католическая церковь занесла эту книгу в черный список, однако это не помешало «Кандиду» снискать поклонников в лице Александра Пушкина, Гюстава Флобера, и американского композитора Леонарда Бернстайна.

Философия

Случилось так, что Вольтер вновь вернулся в холодные стены Бастилии. В 1725–1726 году между литератором и шевалье де Роганом произошел конфликт: провокатор позволил себе публично высмеять Франсуа-Мари Аруэ, который под псевдонимом Вольтер якобы пытался скрыть свое недворянское происхождение. Так как автор трагедий за словом в карман не полезет, он позволил заявить обидчику:

«Сударь, мое имя ждет слава, а ваше – забвение!».

За эти дерзкие слова француз поплатился в буквальном смысле - он был избит лакеем де Рогана. Таким образом, писатель почувствовал на собственном опыте, что такое предвзятость, стал ярым защитником справедливости и социальных реформ. Выйдя из зоны отчуждения, ненужный на родине Вольтер по приказу короля был изгнан в Англию.

Примечательно, что государственное устройство Соединенного Королевства, которое в корне отличалось от консервативной монархической Франции, поразило его до кончиков пальцев. Полезным было и знакомство с английскими мыслителями, которые в один голос утверждали, что человек может обращаться к Богу, не прибегая к помощи церкви.


Свои впечатления о путешествии по островному государству французский мыслитель изложил в трактате «Философские письма», пропагандируя в нем учения и отрицая материалистическую философию. Основными идеями «Философских писем» были равенство, уважение к собственности, безопасность и свобода. Также Вольтер колебался в вопросе насчет бессмертия души, он не отрицал, но и не утверждал тот факт, что существует жизнь после смерти.

А вот в вопросе о свободе человеческой воли Вольтер переходил от индетерминизма к детерминизму. Людовик XV, узнав о трактате, приказал сжечь труд Вольтера, а самого автора непарадного произведения отправить в Бастилию. Чтобы избежать третьего заключения в камере, Франсуа-Мари Аруэ отправился в Шампань, к своей возлюбленной.


Вольтер, сторонник неравенства и рьяный противник абсолютизма, критиковал устройство церкви в пух и прах, однако он не поддерживал атеизм. Француз был деистом, то есть признавал существование Творца, но отрицал религиозный догматизм и сверхъестественные явления. Но в 60–70-е годы Вольтером овладели скептические мысли. Когда современники спросили просветителя, существует ли «высшая инстанция», он ответил:

«Бога нет, но этого не должны знать мои лакей и жена, так как я не хочу, чтобы мой лакей меня зарезал, а жена вышла из послушания».

Хотя Вольтер, вопреки желанию отца, так и не стал адвокатом, в дальнейшем философ занимался и правозащитной деятельностью. В 1762 году автор «Кандида» участвовал в петиции по отмене смертного приговора торговцу Жану Каласу, который стал жертвой предвзятого суда из-за иной конфессии. Калас олицетворял христианскую ксенофобию во Франции: он был протестантом, тогда как другие исповедовали католицизм.


Причина, по которой Жан в 1762 году был казнен через колесование, – самоубийство его сына. В то время человек, собственноручно сводивший счеты с жизнью, считался преступником, из-за чего его тело публично таскали на веревках и вешали на площади. Поэтому семья Каласа представила самоубийство отпрыска как убийство, и суд посчитал, что Жан умертвил молодого человека, потому что тот принял католицизм. Благодаря Вольтеру через три года Жан Калас был реабилитирован.

Личная жизнь

В свободное от сочинения трактатов и философских дум время Вольтер играл в шахматы. На протяжении 17 лет соперником француза был иезуит отец Адам, который жил в доме Франсуа-Мари Аруэ.

Возлюбленной, а также музой и вдохновительницей Вольтера была маркиза дю Шатле, страстно любившая математику и физику. Этой барышне даже доводилось переводить фундаментальный труд в 1745 году.

Эмили была замужней женщиной, но считала, что все обязанности перед мужчиной должны быть выполнены только после рождения детей. Поэтому барышня, не преступая рамок приличия, окуналась в мимолетные романы с математиками и философами.

С Вольтером красавица познакомилась в 1733 году, а в 1734 предоставила убежище от повторного заключения в Бастилии – полуразрушенный замок супруга, в котором философ провел 15 лет своей жизни, возвращаясь туда из многочисленных поездок.


Дю Шатле привила Вольтеру любовь к уравнениям, законам физики и математическим формулам, поэтому влюбленные зачастую решали сложные задачи. Осенью 1749 года Эмили умерла после рождения ребенка, и Вольтер, потерявший любовь всей своей жизни, погрузился в депрессию.

Кстати, мало кто знает, что на самом деле Вольтер был миллионером. Еще в молодости философ познакомился с банкирами, научившими Франсуа инвестировать капиталы. Разбогатевший к сорока годам писатель вкладывал в снаряжение французской армии, давал денег на покупку кораблей и скупал произведения искусства, а в его поместье в Швейцарии находилось гончарное производство.

Смерть

В последние годы жизни Вольтер был популярен, каждый современник считал своим долгом посетить швейцарский дом премудрого старца. Философ прятался от французских королей, но с помощью уговоров вернулся в страну и пармезана, где и умер в возрасте 83-х лет.


Саркофаг Вольтера

Библиография

  • 1730 – «История Карла XII»
  • 1732 – «Заира»
  • 1734 – «Философские письма. Английские письма»
  • 1736 – «Послание Ньютона»
  • 1738 – «Эссе о природе огня»
  • 1748 – «Мир как он есть»
  • 1748 – «Задиг, или Судьба»
  • 1748 – «Семирамида»
  • 1752 – «Микромегас»
  • 1755 – «Орлеанская девственница»
  • 1756 – «Лиссабонское землетрясение»
  • 1764 – «Белое и чёрное»
  • 1768 – «Царевна Вавилонская»
  • 1774 – «Дон Педро»
  • 1778 – «Агафокл»

Цитаты

  • «Верить в Бога невозможно, не верить в него – абсурдно»
  • «Для большинства людей исправиться – значит, поменять свои недостатки»
  • «Короли знают о делах своих министров не больше, чем рогоносцы о делах своих жен»
  • «Не неравенство тягостно, а зависимость»
  • «Нет ничего неприятнее, как быть повешенным в неизвестности»