Деревянный дом        23.12.2023   

Современные условия реализации валютной политики. Валютная политика россии на современном этапе

Введение

1. Значение валютной политики

2. Валютная система России

3. Валютное регулирование и валютный контроль как

основа валютной политики

4. Валютный Рынок России и инструменты

валютного регулирования

5. Валютная политика России

Заключение

Список используемой литературы

Введение

На рубеже 80-90 годов Россия вступила на путь перехода к рыночной эк

ономике. Важной сферой этих преобразований являются международные валютно-кредитные и финансовые отношения. В ходе международного экономического обмена РФ все больше сталкивается с проблемами адаптации к изменениям в сфере международной торговли и макроэкономической ситуации у себя в стране.

Важной составляющей государственной внешнеэкономической политики страны является валютная политика страны, регулирующая валютные и экономические отношения в стране.

От эффективности валютной политики зависит экономическое состояние страны в целом, а значит и социально-экономического развития Российской Федерации в частности.

Одной из основных задач финансовой и валютной политики России на данный момент является поддержание стабильности российской экономики.

Российская экономика, становясь неотъемлемой часть интернационального рынка товаров, услуг, технологий и капиталов, переживает период формирования и совершенствования системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Государство должно разрабатывать валютную стратегию, учитывающую все трудности переходного периода к рыночной экономике.

1. Значение валютной политики.

Эффективное функционирование национальной экономики в системе мирозяйственных связей предполагает выработку каждой страной собственной валютной политики.

Валютная политика – это совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютных и других экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями страны.

Направление и формы валютной политики определяются валютно-экономическим положением стран, эволюцией мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой арене. На разных исторических этапах на первый план выдвигаются конкретные задачи валютной политики: преодоление валютного кризиса и обеспечение валютной стабилизации; валютные ограничения, переход к конвертируемости валюты, либеризации валютных операций и т.п.

Валютная политика отражает принципы взаимоотношений стран.

Валютная политика направлена на достижение главных целей экономической политики: обеспечить устойчивость экономического роста, сдержать рост безработицы и инфляции, поддержать равновесие платежного баланса.

Разделяют текущую и структурную валютную политику.

Текущая валютная политика – это совокупность мер, направленная на повседневное, оперативное регулирование валютного курса, возможных операций, деятельности валютного рынка и рынка золото. Текущая политика традиционно осуществляется рядом государственных органов управления- Министерство финансов, Центральным банком, специализированными учреждениями валютного контроля и т.п. В рамках текущей валютной политики проводится регулирование конъюнктуры рынка посредствам валютных интервенций, ограничений, субсидирования, диверсификации валютных резервов и т. д. Из текущей валютной политики можно особо выделить девизную валютную политики, которая представляет собой систему регулирования валютного курса через покупки и продажи иностранной валюты денежным властями и валютные ограничения.

Структурная валютная политика – это совокупность мероприятий, направленных на осуществление долговременных структурных изменений в международной валютной системе. Структурная валютная политика осуществляется на межгосударственном уровне или уровне экономических группировок разных стран.

Обоснованием валютной политики служит определенная теория. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством – совокупностью правовых норм, регулирующих порядок совершения операций с валютными ценностями в стране и за её пределами, а также валютными соглашениями – двусторонними и многосторонними – между государствами по валютным проблемам. Историческими предшественниками современных валютных соглашений являлся Латинский монетный союз (1865 – 1926 гг.), целью которого было установление единой денежной единицы страны-членов, причем монеты одной страны считались законными платежным средством в других государствах. Парижское соглашение 1857 г. Оформило создание первой мировой валютной системы – золотомонетного стандарта. Далее Генуэзская конференция 1922 г. оформила создание золотодевизного стандарта. Беттоно-Вудское соглашение 1944 г. закрепило принципы послевоенной валютной системы. Ямайское валютное соглашение установило принципы современной мировой валютной системы. В рамках региональных объединений также заключаются валютные соглашения, например о создании ЕВС (1979 г.), Европейского экономического и валютного союза с единой валютой – евро – на рубеже ХХ и ХХI вв.

2. Валютная система России.

Валютная система представляет собой форму организации и регулирования валютных отношений, которая функционирует на основе национального законодательства и с учетом международных соглашений.

Валютная система России находится в процессе становления. Она формируется с учетом принципов, положений и опыта мировой валютной системы. С институциональной точки зрения достаточно четко обозначилась структура государственных органов управления и регулирования валютных отношений в России. Так, Президент, Правительство, Совет Федерации и Государственная Дума обеспечивают руководство валютной политикой страны. В их функции входит принятие законодательных актов в области валютных отношений, контроль за соблюдением валютного законодательства страны, распределение полномочий и функций в области валютной сферы. Основным исполнительным органом регулирования валютных отношений является Центральный банк России, который в соответствии с законом определяет сферу и характер обращения иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, издает нормативные акты, направленные на организацию и регулирование процесса обращения иностранной валюты, устанавливает правила выполнения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой РФ, правила перевода, ввоза, пересылки в РФ валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, а также вывоза и пересылки из России валютных ценностей, выдает лицензии коммерческим банкам на осуществление ими важнейших операций, выполняет все виды валютных операций и т.д.

В 2006 года в России проводилась политика фиксированного валютного курса, допускалось свободное движение капитала. Попытки Центрального Банка контролировать инфляцию оставались безуспешными. Постоянный приток иностранной валюты в виде экспортной выручки заставлял Центральный Банк увеличивать предложение национальной валюты, направленной на выкуп иностранной. Выкуп производился по фиксированному курсу. В итоге, увеличивалось предложение денег в экономике, что неотвратимо выливалось в инфляцию.

Политика валютного курса России в 2007 году будет направлена на сдерживание инфляции, в свою очередь курсовая политика будет проводиться в рамках режима управляемого плавающего валютного курса. Это означает, что курс рубля «плавает» относительно иностранных валют на волнах валютного рынка страны и формируется под воздействием спроса и предложения.

Актуальность темы исследования. В сложившейся экономической ситуации, особую актуальность приобретают вопросы валютной политики России и дальнейшей судьба экономики страны в целом.

Валютные отношения это важный элемент мировой экономики. Это отношения, посредством которых осуществляются все расчетные, кредитные и денежные сделки между различными странами. Субъектами подобных отношений выступают государства, предприятия, а так же физические лица, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность.

Валютная политика служит инструментом объединения мировой и национальных экономик. С помощью валютной политики формируются и развиваются мирохозяйственные связи между странами. Валютная политика должна быть направлена на защиту от неэквивалентного обмена товаров по экспортно-импортным операциям. Влияние валютной политики проявляется в денежных операциях, денежном курсе и других составляющих валютной системы страны. Валютная политика суверенного государства строится его правительством, центральным банком и регулирующими финансовую деятельность органами.

Предметом исследования является валютная политика. Объектом исследования – валютная политика России на современном этапе.

Цель данной работы заключается в анализе валютной политики современной России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Дать определение валютной политики

2) Рассказать о валютной политике России с 1992 года и проанализировать ее

3) Рассказать о валютном курсе рубля в условиях экономических санкций

4)Рассказать о современной валютной политике Центрального Банка Российской Федерации

5) Рассказать о перспективах валютной политики России и о возможных последствиях

6) Раскрыть пути совершенствования валютной политики РФ


Экономические санкции – это меры воздействия одного государства или группы государств на экономику другой страны в целях ухудшения ее положения в мировом сообществе. Таким образом, государства-акционеры своими действиями и мерами ограничивают экономические возможности другой стороны. Естественно, что последствия носят отрицательный характер, тем самым подрывая экономическое развитие государства. Таким образом, санкции применяются с целью добиться социальных и экономических изменений, выгодных в первую очередь тому государству, который вводит санкции против другой страны.

Санкции проявляются главным образом ограничительными мерами, а именно введением квот или отменой на экспорт/импорт товаров, финансовыми ограничителями.

Санкции и ответные меры оказали серьезное влияние на экономику по трем разным каналам. Во-первых, они вызвали усиление волатильности на валютном рынке и существенное обесценение национальной валюты. Масштабный отток капитала привел к ухудшению состояния счета операций с капиталом и финансовыми инструментами и сокращению чистых международных резервов. Во второй половине 2014 года доверие к рублю стало снижаться в ожидании обесценения рубля, а снижение цен на нефть в конечном итоге привело к тому, что в 2014 году рубль обесценился почти вдвое по отношению к доллару. Однако ослабление курса рубля не привело к увеличению нефтяного экспорта. Несмотря на некоторый импульс, обусловленный замещающим производством в обрабатывающих отраслях, его потенциал, по всей видимости, невелик с учетом ограниченных резервных мощностей и структурных ограничений.

Заметным последствием от введения санкций против России стало резкое повышение курса рубля по отношению к доллару. Как видно из рисунка 4, это повышение произошло в тот самый момент, когда были введены санкции Евросоюза.

Рисунок 4. Курс рубля по отношению к доллару

Обесценение рубля привело к ускорению инфляции. К февралю 2015 года продовольственная инфляция достигла 23,3%, увеличив и без того высокое инфляционное давление, обусловленное обесценением рубля.

Санкции были применены против конкретных секторов экономики. Санкции негативно сказались на экономическом состоянии государства. Они повлияли не только на валютный курс, но и на динамику внешнеторгового оборота со странами запада.

На рисунке 5 показана динамика экспорта и импорта в 2012-2015 годах в миллиардах долларов. Из графика видно, что санкции негативно сказались на общей динамике экспорта и импорта товаров. Видно, что экспорт и импорт имеют тенденцию к снижению, начиная с 2013 года. Экспорт в 2015 году снизился на 34 млрд. долл. Импорт снизился на 6 млрд. долл.

Рисунок 5. Общая динамика экспорта и импорта РФ, в млрд. долл.

В следующей главе мы рассмотрим валютную политику Центрального Банка России.

Таким образом, Банк России «напрягает» финансовую систему России, в отличие от ФРС, которая политикой количественного смягчения значительно уменьшила риски в банковской системеСША. Банк России не смог справиться с кризисными явлениями 2014 года, поэтому падению рубля во многом поспособствовала непродуманная денежно-кредитная политика со стороны государства.


Кроме того, Центральный Банк осуществлял мероприятия по установлению контроля за работой органов управления банков касательно вопросов о размере кредитования иностранной валюты и предоставления гарантий. Результатом этого стало назначение на руководящ0ие посты банков уполномоченных представителей Центрального Банка России.

В целях обеспечения доступа банковского кредитования по национальной валюте для ведущих экономических секторов (сельское хозяйство, машиностроение) Центральный Банк осуществлял ряд соглашений с подконтрольными банками. В соответствии с установленными требованиями Банк России обязывался компенсировать размер убытков по кредитам в национальной валюте, предоставленным организациям, утратившим по тем или иным причинам банковскую лицензию.

Положительными результатами политики государства по сдерживанию валютно-финансового кризиса являются: предоставление возможности российским инвесторам занимать денежные средства в отечественном Внешэкономбанке; предоставление возможности для полного удовлетворения кредиторских требований; установление обязанности, а также по соглашению компенсации размеров убытков по кредитам в национальной валюте (Центральному Банку в отношении отраслевых предприятий, потерявших банковскую лицензию). На основании этого можно перечислить наиболее эффективные направления антикризисных мероприятий:

Обеспечение доступа банковского кредитования по национальной валюте для ведущих секторов реальной экономики.

В рамках данных ориентиров первостепенные меры по преодолению валютно-финансового кризиса должны быть направлены на поддержание и укрепление именно банковской системы страны. Исходя из этого в условиях существования кризиса к основным направлениям валютной политики Правительства РФ по оздоровлению и развитию национальной валютно-финансовой системы в целом наближайшие годы можно отнести следующие:

1. Оптимизация валютно-финансовой сети, сопряженная с внедрением новых методов финансирования. Предполагается разработка различных вариантов валютно-финансовых расчетов при участии Центрального Банка и подвластных ему банковских структур, осуществление синтеза с уже имеющимися и, как итог, выбор наиболее оптимальных, позволяющих повысить значимость рубля как национальной валюты и извлекать максимум дохода при их использовании в процессе осуществления валютно-финансовых операций.

2. Усиление значения валютного планирования. Подразумевается прогнозирование платежеспособности и финансовой устойчивости элементов национальной банковской системы и обеспечение валютно-финансового процесса необходимой поддержкой со стороны государства.

3. Содействие обеспечению общей макроэкономической сбалансированности. Мероприятия по повышению значимости рубля как национальной денежной единицы и преодолению ключевых проблем российского валютного рынка окажут профилактическое воздействие на уровень инфляции в стране и положительно отразятся на реформировании системы финансовой поддержки регионов.

Соответствие валютно-финансовой политики страны трем указанным положениям обуславливает ее определенные перспективы, непосредственно взаимосвязанные с развитием как валютного рынка страны, так и всей российской национальной экономики:

1. Основным движущим моментом валютно-финансовой стратегии государства станет укрепление рубля, повышение доверия к национальным банковским и финансово-кредитным институтам. Произойдет постепенный отход Центрального Банка от невмешательства в отношения на валютном рынке.

2. Потребуется создание надежных финансовых технологий по увеличению объема денежной массы в национальной валюте. От этого будет зависеть национальная валютная безопасность страны.

3. Возникнет необходимость осуществления ряда мер по увеличению сбережений и инвестиций в национальной валюте. Разрешение иностранным банкам привлекать денежные средства населения России станет возможным лишь при условии соблюдения коротких сроков возврата кредита.

4. При усилении инвестиционной валютно-финансовой политики произойдут серьезные изменения в структуре банковской системы. Возможно окончательное обособление инвестиционной деятельности от сугубо коммерческой, что приведет к созданию группы инвестиционных банков.

5. Благодаря целесообразной валютно-финансовой политике государства, направленной на регулирование валютного курса и содействие достижению макроэкономической стабильности в целом, станет возможным привлекать граждан в процессы обсуждения и принятия конкретных валютно-финансовых решений.

Таким образом, исследование влияния финансового кризиса на валютный рынок России позволило оценить данное явление как исключительно негативное. Выражаясь в нарушении национального платежного баланса, в снижении значимости рубля и установлении господства иностранной валюты, кризис создает трудности для предприятий и банков страны в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности и способствует их разорению. Это отражается на доходах всего населения страны и неуклонно ведет к возникновению нового витка общенационального кризиса, сопоставимого с дефолтом 1998 года. Изучение антикризисных мероприятий, осуществляемых государством в лице Минфина и Центрального Банка с конца 1990-х гг. по настоящее время, позволило выделить наиболее эффективные ориентиры для государственного воздействия на валютный рынок:

Поддержка отечественных инвесторов в процессе осуществления внешних валютно-кредитных операций;

Профилактика банкротств финансовых организаций;

В условиях воздействия валютно-финансового кризиса сформулированные направления и перспективы валютной политики Правительства РФ на ближайшие годы напрямую связаны с поддержанием, укреплением и развитием банковской системы страны. Именно Центральный Банк и система подвластных ему элементов по-прежнему остаются основными регуляторами всей национальной валютной системы России и ситуации на валютном рынке, выполняющем в национальной экономике роль конвертатора иностранной валюты на национальную и зависящем от соотношения между ними.

3.2 Пути совершенствования валютной политики России

Россия в глобальный мировой финансовый и экономический кризис вступила с моделью денежно-кредитной политики, де-факто направленной на таргетированиекурса национальной валюты и одновременное обуздание темпов инфляции, в свою очередь которое осуществлялось при помощи мер бюджетно-налоговой политики.

Известно, что поддержание курса рубля в кризисный период привело к значительным тратам валютных резервов Банка России: за промежуток с сентября 2008 года по январь 2009 года объем чистых продаж долларов США достигли 177,5 млрд долларов США, а евро – 23,5 млрд евро. В то же время Центральный банк России оказывал содействие в значительных объемах банковской системе страны, одним из первостепенных инструментов которой стали возродившиеся операции репо. За период с сентября 2008 года по февраль 2009 года были осуществлены операции прямого репо (разных сроков) на общую сумму 28,7 трлн. рублей.

Преимущества режима таргетирования инфляции, получивший популяризацию в развитых государствах, для стран с формирующимися рынками следует отметить неочевидны. Кроме того, обострилась его критика и в самих развитых странах.Данная критика заключалась в том, что инфляционное таргетирование не принимает во внимание образование пузырей на финансовых рынках и может спровоцировать излишнюю жесткую реакцию центрального банка в случае экзогенных ценовых шоков.Для группы стран с зарождающимися рынками переход к таргетированию инфляции знаменует снижение внимания денежных властей к динамике курса валюты, вплоть до его перехода к режиму свободного плавания. Справедливости ради отметим, что по состоянию на конец апреля 2014 г. среди стран с формирующимися рынками, применяющих режим таргетирования инфляции, лишь в трех (Польша, Чехия и Мексика) действовал режим свободно плавающего валютного курса. Ряд стран (Чехия, Армения, Гватемала, Доминиканская Республика) сочетали инфляционноетаргетирование с различными видами таргетирования валютного курса. Одновременно валютный курс в этих странах играет особую роль. Связана она с ограничением возможностей заимствований во внутренней валюте как на внешних рынках, так отчасти и на внутренних. Также связана данная роль с долларизацией активов и воздействиемдинамики курса валюты на инфляцию. Помимо этого, странам с переходнойэкономикой сложнее детерминировать наиболее оптимальные темпы инфляции.

С учетом имеющегося экономического положения нам представляется важным выделить некоторые лежащие в основе позиции, затрагивающиеперспективы проведения денежно-кредитной политики в условиях кризисного состояния экономической конъюнктуры.

1. Представляется необходимым смягчение денежно-кредитной политики,хоть мы при сем не призываем к кардинальному снижению процентной ставки или не лимитированному наращиванию кредитования банковского сектора. Представляются нужными постепенное снижение ставки рефинансирования на несколько п.п. и наряду с этим наращивание объемов предоставления ликвидности банковской системе. Наряду с этим вряд ли целесообразно вводить селективные инструменты денежно-кредитной политики, предназначенные для масштабного кредитование отдельных секторов экономики.

2. Для экономики России важную роль играет регулирование валютного курса по тем же выше отмеченным причинам, что и для остальных стран с формирующимися рынками. Свидетельством тому, в числе прочего, служат риски для финансовой стабильности, образующиеся при резком падении курса валюты. В условиях современной экономической конъюнктуры возврат к явному таргетированию курса валюты (к примеру, в форме валютного коридора) едва ли представляется возможным, однако неявное содействие обеспечению стабильности валютного курса необходимо.

3. Всплывает вопрос относительно ныне действующего в Российской Федерации режима денежно-кредитной политики. Российская экономика очевидно не готова переходу к режиму инфляционноготаргетирования. Помимо этого, заявленная Банком России чрезмерно амбициозная цель – достижение на уровне 4% темпа инфляции на 2017 год1 либо не будет достигнута (тем самым очередной раз подорвав доверие к Банку России), либо ценой ее достижения послужит углубление экономического спада. С нашей точки зрения, в современных условиях российской конъюнктуры, стоящим перед экономикой России задачам представляются ограниченно дискреционная политика, направленная на прослеживание динамики различных макроэкономических показателей (динамики валютного курса,экономического роста, процентных ставок, инфляции и др.).2

4. Как выше отмечалось, в целях расширения свободы маневра имеет место целесообразность введения Центральным банком РФ отдельных ограниченийтрансграничного движения капиталов. В период волатильности на валютном рынке является разумным возврат к обязательной репатриации и 100%-ной продаже экспортной валютной выручки, а также введение лицензирования операций по вывозу капитала. Помимо того, видится целесообразным активизация деятельности по более активному использованию регулирования открытой валютной позиции, установление более высоких нормативов резервных требований к пассивам в иностранной валюте внутри страны и привлекаемым из-за рубежа, а также следует ввести постоянный налог на трансграничные финансовые трансферты (операции) (налог Тобина) и др. Отдельной важной задачей введения подобных ограничений является борьба с процессами долларизации национальной экономики.


Заключение

В современном мире непрерывно происходит процесс глобализации в различных его проявлениях, что стимулирует национальные экономики к взаимодействию и взаимовлиянию. Это выражается в денежно-кредитной и валютной политике государств, которые неразрывно связаны между собой. Одной из главных направлений валютной политики многих государств является обеспечение устойчивости национальной валюты.

На сегодняшний день, экономика России переживает не лучшие времена, введение санкций, падение курса рубля, отток капитала, все это крайне негативно сказывается на дальнейшем развитии.

Для воздействия на национальную экономику в целях обеспечения ее устойчивости при внешних дестабилизирующих воздействиях необходимо предусмотреть такие аспекты политики, которые позволят национальной валюте адекватно реагировать на изменения, но при этом уполномочить соответствующие органы власти совершать определенные меры, противодействующие спекулятивным или иным попыткам обвала либо обесценения рубля. Для этого Банк России анализирует современное экономическое положение и его перспективы для составления сложного всеохватывающего комплекса мер эффективной политики. Так же перед государством стоит сложная задача по решению проблемы недостатка финансирования производственных мощностей страны, которые могут обеспечить вышеупомянутую стабильность экономики.

Подводя итог, необходимо отметить, что экономика нашей страны, чтобы полноценно взаимодействовать с другими участниками международных отношений, должна быть готова к изменяющейся конъюнктуре мирового рынка и иным факторам. Для этого правительственным органам и различным институциональным единицам необходимо использовать многогранную валютную политику с целью минимизации возможных рисков и усиления положения страны на транснациональном уровне.

1. Данные Центрального Банка России. Официальный сайт Центрального Банка России [Электронный ресурс] - Режим доступа:#"#">http :// www . gks . ru

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ. – 04.08.2014. – № 31. – ст. 4398.

4. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ. 15.07.2002.– № 28. ст.2790

5. Советова Н.П. Структурно-сопоставимая оценка инновационного потенциала региона // Проблемы современной экономики. – 2014. - №2 (50). – С.254-257.

6. Пять причин влияющих на курс рубля / Е. Беляков, С. Ручко // Комсомольская правда, - 2015. – июль, №28.

7. Шевченко Л.М. Комплексная оценка устойчивости национальной финансовой системы // Финансовая аналитика: проблемы и решения.- 2013, № 45.- С. 23 – 31.

8. Кнобель А., Фиранчу А. Динамика производства и внешней торговли России // Экономическое развитие России. – 2016. - №4. – С. 478-481.

9. Самарин Н.В. Регулирование экономической безопасности (региональный аспект) // Вестник Томского государственного университета, 2015. – №3 (31).– с. 155

10. Вальц О. В.,Бейкова К. В. Влияние мирового финансового кризиса на ВВП России // Труды X Международной научно-практической конференции студентов, молодых ученых и предпринимателей в сфере экономики, менеджмента и инноваций. Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2013. 445 с.

11. ЛамешковА. К., Ламешкова Е. А. Эволюция валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации // Символ науки. 2015. № 11-1. С. 131–134.

12. Гринберг Р.С. (2015). Из кризиса не выйти без смены модели экономической политики (интервью) // Вестник Института экономики Российской академии наук. №1. С. 7–9.

13. Головнин М.Ю. (2010). Стратегия и тактика денежно-кредитной политики в условиях мирового экономического кризиса // Вопросы экономики. №1. С. 4–20.

14. Некипелов А.Д. (2015). О ресурсном проклятии и его влиянии на тактику и стратегию экономического развития // Журнал Новой экономической ассоциации. №2. С. 205–210. Некипелов А.Д..


Пять причин влияющих на курс рубля / Е. Беляков, С. Ручко // Комсомольская правда, - 2015. – июль, №28.

Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru

Данные Центрального Банка России. Официальный сайт Центрального Банка России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.cbr.ru/ (дата обращения: 22.11.2016 г.)

Кнобель А., Фиранчу А. Динамика производства и внешней торговли России // Экономическое развитие России. – 2016. - №4. – С. 478-481.

Шевченко Л.М. Комплексная оценка устойчивости национальной финансовой системы // Финансовая аналитика: проблемы и решения.- 2013, № 45.- С. 23 – 31.

Стратегические и тактические цели валютной политики России. Преобразование валютно-кредитных отношений в связи с переходом к рыночной модели хозяйствования. Формы валютного регулирования в Российской Федерации. Совершенствование валютного законодательства, регулирование платежного баланса, управление золотовалютными резервами. Сотрудничество с международными и национальными кредитно-финансовыми организациями.

Валютная политика России осуществляется на основе стратегических и тактических ориентиров.

Валютная политика - относительно самостоятельная составная часть общей макроэкономической, в том числе денежно-кредитной, государственной политики России. В сложных условиях перехода к рыночной экономике она направлена на достижение главных задач страны: преодоление спада производства и обеспечение экономического роста, сдерживание инфляции и безработицы, поддержание равновесия платежного баланса. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством, которое регулирует порядок совершения операций с валютными ценностями.

Средством реализации валютной политики России является валютное регулирование - государственная регламентация валютных отношений, издание нормативных актов, валютный контроль и оперативное руководство со стороны соответствующих государственных органов, заключение международных валютных соглашений. Валютное регулирование в России, как и в странах с развитой рыночной экономикой, является преимущественно нормативным.

Валютная политика в России, как и в других странах, в зависимости от ее целей и форм, имеет две основные разновидности. Одной из них является осуществление стратегических, структурных, долговременных изменений в национальном валютном механизме, другой -В повседневное, оперативное регулирование текущей валютной конъюнктуры.

Цель стратегической политики России состоит в формировании цельной национальной валютной системы, которая должна соответствовать, с одной стороны, условиям рыночной экономики, а с другой -структурным принципам мировой валютной системы, зафиксированным в уставе Международного Валютного фонда. Это предполагает:

  • образование полномасштабного внутреннего валютного рынка;
  • формирование рынка золота и других драгоценных металлов;
  • введение свободной конвертируемости рубля по текущим международным операциям;
  • интегрирование национального валютного механизма в мировую валютную систему, полноправное участие России в деятельности мировых финансовых организаций.

Текущая валютная политика оказывает воздействие на объем, характер и структуру рыночных операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями, на динамику валютного курса. Текущая валютная политика включает в себя:

  • во-первых, регулирование степени конвертируемости рубля, ослабление или ужесточение валютных ограничений;
  • во-вторых, осуществление повседневного валютного контроля за внешнеторговыми и другими текущими операциями с целью противодействия «бегству» капитала за границу;
  • в-третьих, привлечение иностранного капитала в российскую экономику.

В регулировании элементов национальной валютной системы России реализуются задачи структурной и текущей валютной политики. Конечная цель - оздоровление валютно-финансового положения страны, восстановление ее платежеспособности и кредитоспособности, укрепление рубля.

Российский парламент - Государственная Дума в 1990-х гг. приняла необходимые законы, регламентирующие валютные отношения страны. Это законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», О банках и банковской деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», Указы Президента «Об обязательной продаже части валютной выручки», «О некоторых мерах по либерализации экспорта из Российской Федерации аффинированного золота и серебра» были внесены соответствующие поправки в Гражданский кодекс.

Основой валютной системы страны является национальная денежная единица - российский рубль, введенный в обращение в 1993 г. и заменивший рубль СССР. Было отменено весовое содержание золота в денежной единице, что соответствует ныне действующему уставу МВФ. В 1998 г. старые банкноты и монеты были заменены новыми в связи с деноминацией.

В июне 1996 г. Россия официально приняла на себя обязательства, которые должны выполнять страны - члены МВФ. В соответствии со статьей VIII (разделы 2, 3, 4) устава Фонда необходимо было устранить некоторые валютные ограничения и ввести конвертируемость национальных валют по международным текущим операциям. Если в 1992 г. Россия применяла внутреннюю конвертируемость рубля по текущим операциям платежного баланса. Это означает, что только физические и юридические лица нашей страны - резиденты - могли конвертировать рубль в иностранную валюту, то в 1996 г. сфера конвертируемости рубля стала распространяться и на нерезидентов, т.е. иностранцев.

В Федеральном законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определены принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.

В России сложился правовой и институциональный механизм регламентации деятельности национальных органов управления валютными отношениями, проведения валютной политики и валютного регулирования.

Валютное регулирование в России осуществляется по трем главным направлениям. Во-первых, формируется и постоянно обновляется законодательная и нормативная база валютно-кредитных и финансовых отношений. Руководство валютной политикой осуществляют Президент, Правительство, Государственная Дума, Совет Федерации, Банк России.

Законодательная база разрабатывается законодательной ветвью власти, а исполнение принятых законов обеспечивается постановлениями Правительства и инструктивными документами Банка России. Банк России - главный исполнительный орган валютного регулирования. Банк России выдает лицензии коммерческим банкам на право проведения валютных операций, контролирует правильное их проведение, разрабатывает нормативную и инструктивную базу валютных отношений в стране, вводит ограничения внешних заимствований.

Институциональная структура и режим валютного рынка России определяются ее валютным законодательством. Как уже говорилось, в России были приняты законы, регламентирующие валютные отношения. Идет процесс становления сети банков, занимающихся валютными операциями, помимо банков на валютном рынке действуют семь валютных бирж, включая ведущую российскую биржу - Московскую межбанковскую валютную биржу.

Во-вторых, функционирует механизм постоянного контроля для соблюдения ограничений на переводы валютных капиталов. Такие структуры, как Федеральная служба по валютному и экспортному контролю, Федеральная таможенная служба добиваются, с одной стороны, полного и своевременного поступления экспортной выручки в Россию, а с другой - обеспечения обоснованности платежей в иностранной валюте за импортируемые товары. Непосредственные исполнители валютного контроля - уполномоченные коммерческие банки, подотчетные Банку России.

Практически валютную политику проводят в жизнь Центральный банк РФ, Министерство финансов, Министерство экономики, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю, Федеральная таможенная служба. Главный исполнительный орган валютного регулирования - Банк России - осуществляет валютное регулирование с помощью различных нормативных документов (инструкции, циркулярные письма и т.д.), выдает лицензии коммерческим банкам на право проведения валютных операций, контролирует эти операции, вводит ограничения внешних заимствований.

В-третьих, функционирует механизм повседневного валютного контроля, перед которым поставлена задача обеспечивать соблюдение участниками внешнеэкономической деятельности валютного законодательства. Органы валютного контроля добиваются, с одной стороны, полного и своевременного поступления экспортной выручки в Россию, а с другой - обеспечения обоснованности платежей в иностранной валюте за импортируемые товары.

Непосредственные исполнители валютного контроля - уполномоченные коммерческие банки, подотчетные Центральному банку РФ.

Центральный банк РФ, а также Правительство РФ, руководствуясь поставленными целями макроэкономической политики, осуществляют, каждый в пределах своей компетенции, текущее оперативное воздействие на функционирование валютного механизма. Они определяют режим валютного курса рубля; регулируют динамику рыночного валютного курса; предпринимают меры по обеспечению достаточного уровня и наиболее эффективной структуры официальных золотовалютных резервов; производят погашение государственного внешнего долга; оказывают влияние на основные виды внешнеэкономической деятельности: торговлю товарами, услугами, движение капиталов, на состояние платежного баланса.

В течение последних двадцати лет валютная система России постоянно совершенствовалась, продвигаясь по пути к более глубокому интегрированию в мировую валютную систему.

Валютные операции должны осуществляться через Центральный банк РФ или коммерческие банки, имеющие валютную лицензию. Изначально специфика валютного рынка России состояла в том, что он был представлен преимущественно валютными биржами.

По видам операций различаются: биржевой межбанковский и внебиржевой рынок, рынок срочных валютных операций (форвардный и фьючерсный рынки) и рынок наличной валюты.

Биржевой валютный рынок функционирует по установленным правилам. Валютные биржи выполняют посреднические функции в качестве торговых площадок. Однако биржа не может сама выступать в качестве партнера по совершаемым сделкам.

Первая валютная биржа России - Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) - была создана 9 января 1992 г.

В настоящее время в России работает семь региональных валютных бирж: Региональный биржевой центр «ММВБ - Дальний Восток» (Азиатско-Тихоокеанская межбанковская валютная биржа) во Владивостоке, Региональный биржевой центр «ММВБ - Поволжье» в Нижнем Новгороде, Региональный биржевой центр «ММВБ - Юг» в Рос тове-на-Дону, «Самарская валютная межбанковская биржа», «Санкт-Петербургская валютная биржа» (СПВБ), «Сибирская межбанковская валютная биржа» (СМВБ) в Новосибирске, Региональный биржевой центр «ММВБ-Урал» (ММВБ-Урал) в Екатеринбурге.

В процессе экономических преобразований режим валютного курса несколько раз изменялся.

С июля 1992 г. был введен единый официальный курс рубля к доллару. Он использовался для статистических целей и для определения таможенных платежей в бюджет. До мая 1996 г. данный курс фиксировался по результатам торгов на Московской межбанковской валютной бирже.

С июля 1995 г. по август 1998 г. режим фиксации определялся пределами «валютного коридора», суть которого заключается в том, что колебания курса рубля по отношению к доллару США ограничивались официально согласованными с МВФ пределами колебаний, которые регулировались с помощью валютных интервенций на ММВБ.

После августовского валютного кризиса 1998 г. валютный коридор был отменен и курс рубля стал плавающим. Это означало, что Банк России отказался от установления собственных курсов покупки и продажи валюты и запланированных интервенций для его под держания.

В то время в России был введен режим регулируемого плавающего валютного курса, который образовался как результат соотношения спроса и предложения на валютных биржах страны, прежде всего на ММВБ при помощи валютных интервенций. В настоящее время Банк России намерен отказаться от валютных интервенций, поскольку в сфере денежно-кредитной политики принят курс на таргетирование инфляции. Строго говоря, таргетирование инфляции не предусматривает проведение валютных интервенций, поскольку они, как правило, ведут к избыточной эмиссии, способной провоцировать инфляцию.

При этом в течение 2014-2016 гг. Банк России будет осуществлять постепенное повышение гибкости курсообразования, путем сокращения объемов интервенций Банка России, направленных на сглаживание колебаний обменного курса рубля. В 2014 г. будет завершена работа по созданию условий для перехода к режиму плавающего валютного курса.

Банк России продолжит проводить операции на внутреннем валютном рынке, связанные с пополнением или расходованием средств суверенных фондов и позволяющие транслировать спрос или предложение иностранной валюты со стороны Федерального казначейства на внутренний валютный рынок. Также Банк России сохранит за собой право проводить валютные интервенции в рамках решения задач по регулированию уровня ликвидности банковского сектора. Подобная практика не противоречит концепции режима плавающего валютного курса и таргетирования инфляции. В настоящее время данная концеп ция регулирования валютного курса успешно применяется развитыми странами, имеющими суверенные фонды. Кроме того, данный режим не исключает возможности проведения точечных операций на валютном рынке в целях поддержания финансовой стабильности в случае шоковых событий.

В условиях повышения гибкости курсообразования обменный курс рубля будет формироваться под влиянием преимущественно реального спроса и предложения на валютном рынке.