Сущность и назначение тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих
Структура тарифно-квалификационного справочника
Разделы тарифно-квалификационных характеристик
Тарифно-квалификационный справочник работ и профессий ра бочих (ТКС) - это нормативный документ федерального значения, содержащий систематизированный перечень работ и профессий.
Тарифно-квалификационные характеристики профессий, основанные на балльной аналитической системе оценки сложности труда, сгруппированы в разделы по производствам и видам работ. Совокупность этих разделов представляет собой Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий ра бочих (ЕТКС).
Первый выпуск ЕТКС включает тарифно-квалификационные характеристики по профессиям рабочих, общим для всех отраслей экономики (более 100 наименований); последующие выпуски - по специфическим отраслевым профессиям.
Тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих разработаны применительно к восьмиразрядной группировке работ по сложности как наиболее оптимальной при сложившемся разделении труда, достигнутом уровне техники, технологии, организации труда и производства. При этом 7 и 8 разряды имеют место только в отдельных видах производств.
3. Тарифно-квалификаиионные характеристики профессий по разря дам, приведенные в тарифно-квалификационном справочнике, со стоят из трех разделов :
Раздел "Характеристика работ" содержит:
описание работ, наиболее типичных для данной профессии, которые должен выполнять рабочий, - подготовительно-заключительные действия; функции по обслуживанию рабочего места, уходу за оборудованием; операции по непосредственному ведению технологического процесса;
степень самостоятельности рабочего при выполнении работ;
Раздел "Должен знать " включает:
основные требования к уровню квалификации рабочего, необходимому для выполнения работ, приведенных в первом разделе характеристики. От рабочего требуется знание физико-химических свойств предметов труда, конструктивных особенностей оборудования и измерительных инструментов, этапов технологического процесса, рациональных режимов работы оборудования, технической, технологической документации и др.;
требования к уровню профессионального образования - по отдельным профессиям рабочих, выполняющих работы повышенной сложности;
раздел "Примеры работ" включает перечень работ, наиболее типичных и представительных для данных профессии или разряда, которые должен уметь выполнять рабочий и по аналогии с которыми быстро и точно может быть определен разряд других работ.
В случаях, когда в разделе "Характеристика работ" достаточно полно изложено описание выполняемых работ, раздел "Примеры работ" в тарифно-квалификационной характеристике отсутствует. В необходимых случаях на предприятиях с учетом специфики производства могут разрабатываться дополнительные примеры работ того или иного уровня сложности.
Вопрос 51. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих
Роль квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих в организации оплаты труда
Структура квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих
Состав квалификационных характеристик
1 . циалистов и других служащих представляет собой нормативный документ, содержащий перечень должностных обязанностей ра ботников и предъявляемых к ним квалификационных требований в . целях.
обоснования рационального разделения и организации труда;
создания действенного механизма разграничения функций, правильного подбора и расстановки кадров;
обеспечения единства в определении должностных обязанностей.
Наименования должностей, которые включены в справочник, установлены в соответствии с Общероссийским классификато ром профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
Квалификационные характеристики должностей служат в качестве нормативов прямого действия на предприятиях, в учреждениях и организациях.
Квалификац ионный справочник должностей руководителей, спе циалистов и других служащих служит основой .
для разработки должностных инструкций - документов, регламентирующих права, обязанности и ответственность работника, занимающего ту или иную должность;-
составления положений о структурных подразделениях предприятия;
осуществления подбора и расстановки кадров;
ведения контроля за правильностью использования персонала в соответствии со специальностью и квалификацией;
у проведения аттестации административно-управленческого персонала.
. Квалификационный справочник должностей руководителей, спе циалистов и других служащих состоит из двух разделов :
в первом разделе - приведены квалификационные характеристики общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и других служащих, распространенных на предприятиях, в учреждениях и организациях, прежде всего производственных отраслей экономики (промышленности, строительства, транспорта и др.), в том числе находящихся на бюджетном финансировании (197 наименований должностей);
второй раздел - содержит квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях, а также в редакционно-издательских подразделениях (46 наименований должностей).
3.Квалификаиионная характеристика каждой должности служа щего включает три раздела :
"Должностные обязанности" - отражены основные трудовые функции с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную реализацию специализации служащих;
"Должен знать " - содержатся требования:
наличия специальных знаний работника;
по применению норм законодательных актов, положений и инструкций, методик и средств;
"Требования к квалификации" - определены уровень профессио нальной подготовки работника в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", необходимый для выполнения должностных обязанностей, и требования к стажу работы, которые являются условием для занятия той или иной должности.
В квалификационных характеристиках должностей специалистов предусматривается в пределах одной и той же должности внутридолжностное квалификационное категорирование (без изменения наименования должности).
Оно осуществляется по следующей схеме :
специалист;
специалист III категории;
ведущий специалист (высшая ступень).
Квалификационные характеристики производных должностей (например экономист по труду II категории) не включены в Квалификационный справочник и определяются на основе характеристик базовых должностей.
Присвоение квалификационных категорий производится руководителем предприятия с учетом:
самостоятельности работника при выполнении должностных обязанностей, его ответственности за принимаемые решения;
отношения к работе;
эффективности труда;
профессиональных знаний и опыта практической работы.
Степень соответствия фактически выполняемых работником обязанностей и уровня его подготовленности требованиям квалификационных характеристик определяется квалификационной комиссией предприятия, учреждения, организации.
ЕТКС Выпуск 30
(Утратил действие. Разделы: "Гидролизное производство и переработка сульфитных щелоков. Ацетонобутиловое производство. Производство лимонной и виннокаменной кислот. Производство дрожжей" перенесены в ЕТКС выпуск №29)
ЕТКС Выпуск 31
(Утратил действие. Раздел: "Производство медикаментов, витаминов, медицинских, бактерийных и биологических препаратов и материалов" перенесён в ЕТКС выпуск №29)
ЕТКС Выпуск 38
(Утратил действие. Раздел: "Производство асбестовых технических изделий" перенесён в ЕТКС выпуск №36)
ЕТКС Выпуск 39
(Утратил действие. Раздел: "Производство изделий из коры пробкового дерева" перенесён в ЕТКС выпуск №37)
ЕТКС 2020 рабочих профессий — это единый тарифно-квалификационный справочник, в нем указаны квалификационные требования. Используется для тарификации, аттестации, при разработке должностных инструкций и для других целей, речь о которых пойдет в статье.
Многие инструменты управления кадрами советского времени актуальны и сейчас, хотя некоторые из нормативных документов морально устарели, принцип их построения и применения может использоваться вполне успешно, особенно это касается производства и народного хозяйства. Нередко в речи кадровиков встречаются фразы «ЕТКС-2018», «справочник 2020 рабочих профессий». Различные списки, классификаторы, перечни квалификационных требований — в их составление вложено много труда, это обширный материал и он заслуживает внимания. Разберемся, что понимается под ЕТКС.
Что такое ЕТКС и для чего он нужен
Этот документ представляет собой перечень должностей с квалификационными требованиями к рабочим, которые их занимают. ЕТКС 2020 рабочих профессий используется при определении квалификации рабочего, присвоении разрядов, проведении аттестаций. Аббревиатура расшифровывается как Единый тарифно-квалификационный справочник.
Это достаточно объемный документ, основные части которого изначально были утверждены постановлениями Правительства еще в советское время, в 80-х годах. С тех пор он много раз перерабатывался и редактировался. В версии, существующей на настоящий момент, 72 выпуска, которые поделены на разделы. В них должности объединены по какому-либо признаку: виду деятельности, отрасли народного хозяйства, где они применяются.
Для чего нужен:
- для тарификации. То есть в соответствии с ним можно определить сложность работ, выполняемых работником и, в том числе, для установления ставки заработной платы;
- для проведения аттестации и определения, соответствует ли работник занимаемой должности и квалификационным требованиям. Обычно с учетом этого документа разрабатываются должностные инструкции;
- для определения правильного наименования конкретной должности. С этим нередко возникают сложности у руководителей, не имеющих специальных знаний;
- для разработки программ курсов повышения квалификации.
Как пользоваться справочником
Разобраться в том, как построен Единый тарифно-квалификационный справочник 2020 профессий рабочих, и как им пользоваться, несложно. Зная нужный выпуск и раздел, их можно выбрать из перечня. Кроме того, можно искать просто по наименованиям выпусков: они дают четкое представление о включенных должностях и квалификационных требованиях.
- общая характеристика выполняемых трудящимся обязанностей, какие функции на него возлагаются;
- описание компетенций сотрудника, занимающего подобную должность.
Для каждой профессии указаны разряды, то есть специалист 1-го разряда более квалифицирован и делает более сложную работу.
Если сложно сориентироваться в перечне выпусков, для поиска нужного классификатора воспользуйтесь инструментом поиска вверху страницы:
- Введите название должности.
- Нажмите кнопку «Поиск».
Результатом поиска будет список подходящих профессий, включающий вписанное в поле поиска слово.
Обязателен ли к применению
Возникает вопрос: обязателен ли сейчас тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, 2020 г.? Ответ дан в Трудовом кодексе РФ: определяет принципы тарифной системы оплаты труда. Общий принцип, установленный ТК РФ, таков: чем сложнее обязанности, тем выше оплата. Установлено, что тарификация и присвоение разрядов проводятся на основании Единого тарифного квалификационного справочника или с учетом профессиональных стандартов.
ЕТКС или профессиональный стандарт
Как указано в ТК РФ , Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих применяется наряду с профессиональными стандартами. Работодатель вправе сам решать, какой из указанных документов использовать.
При оформлении трудового договора и трудовой книжки, иных документов и справок о трудовой деятельности важно прописывать наименование занимаемой должности в точном соответствии с указанными нормативными документами. Это важно, потому что если она входит в список 1 или 2 или для таких работников установлены какие-либо льготы, например, при выходе на пенсию, наименования надо применять точно, как в справочнике или профессиональном стандарте, в противном случае Пенсионный фонд может отказать в зачислении этого периода деятельности в специальный стаж, и придется его доказывать в суде.
В настоящем разделе представлены выпуски единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (далее - ЕКС). ЕКС предназначен для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов. На основе ЕКС возможно составление должностных инструкций и программ по подготовке и повышению квалификации специалистов в различных отраслях и сферах деятельности. Раздел обновлен 17 октября 2018 года - добавленые выпуски, исправлены технические ошибки.
Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 установлено, что ЕКС состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.
Разработкой ЕКС занимается Министерство здравоохранения и социального развития РФ совместно с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики (пункт 2 Постановления Правительства РФ от 31.10.2002 N 787). Постановлением Минтруда РФ от 09.02.2004 N 9 утвержден Порядок применения ЕКС.
В данной разделе приведен перечень действующих на территории Российской Федерации выпусков ЕКС, актуальных на 15.06.2014 года. Обращаем ваше внимание также на то, что часто этот справочник ошибочно называют ЕТКС должностей руководителей и специалистов (см. ЕТКС работ и профессий рабочих).
Должности по алфавиту
Если вы знаете название должности по справочнику, но не знаете, в каком разделе ЕКС она описана, тогда для быстрого поиска ее описания можно воспользоваться алфавитным указателем:
Перечь должностей по разделам справочника
Наименование раздела ЕКС | Утверждающий документ |
Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях | Постановление Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37 |
Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях | |
Квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов организаций геологии и разведки недр | Постановление Минтруда РФ от 20.12.2002 N 82 |
Квалификационные характеристики должностей работников центров стандартизации, метрологии и сертификации, уполномоченных осуществлять государственный контроль и надзор | Постановление Минтруда РФ от 29.01.2004 N 5 |
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций электроэнергетики | Постановление Минтруда РФ от 29.01.2004 N 4 |
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности | Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2008 N 188 |
Квалификационные характеристики должностей работников учреждений системы государственного материального резерва | Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 N 220 |
Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих комплекс работ в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации | Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2008 N 347 |
Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи | Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.11.2008 N 678 |
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта | Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.01.2009 N 32 |
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций дорожного хозяйства | Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 47 |
Квалификационные характеристики должностей работников гидрометеорологической службы | Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 48 |
Квалификационные характеристики должностей работников территориальных органов Федеральной миграционной службы | Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.03.2009 N 107 |
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействию техническим разведкам и технической защите информации | Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.04.2009 N 205 |
Квалификационные характеристики отдельных категорий работников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий | Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2009 N 919 |
Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики | Приказ Минздравсоцразвития РФ от 10.12.2009 N 977 |
Квалификационная характеристика должности "Конфликтолог" | Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.12.2009 N 1007 |
Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения | Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н |
Квалификационные характеристики должностей работников в сфере образования | Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н |
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования | Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 N 1н |
Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии | Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н |
Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта | Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.08.2011 N 916н |
Квалификационные характеристики должностей работников сельского хозяйства | Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.02.2012 N 126н |
Квалификационные характеристики должностей работников организаций сферы туризма | Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.03.2012 N 220н |
Квалификационные характеристики должностей работников организаций ракетно-космической промышленности | Приказ Минздравсоцразвития РФ от 10.04.2012 N 328н |
Квалификационные характеристики должностей работников государственных архивов, центров хранения документации, архивов муниципальных образований, ведомств, организаций, лабораторий обеспечения сохранности архивных документов | Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.04.2012 N 338н |
Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в сфере переводческой деятельности | Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.05.2012 N 547н |
Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда | Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.05.2012 N 559н |
Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области судебной экспертизы | Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.05.2012 N 550н |
Квалификационные характеристики должностей работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах и объектах ведения горных работ в подземных условиях | Приказ Минтруда России от 03.12.2013 N 707н |
Скачать все выпуски ЕКС одним архивом с нашего сайта, к сожалению, на данный момент нельзя. Однако можно найти интересующие вас должности с помощью алфавитного указателя должностей или рубрикатора действующих на территории РФ выпусков ЕКС.
Устраиваясь на какую-либо должность в сфере образования, вам необходимо соответствовать определенным квалификационным характеристикам. Данный текст расскажет об основных моментах создания должностных инструкций работников образования, нюансах получения должности в данной сфере, а также предоставит к ознакомлению полный перечень должностей с кратким описанием их характеристик. Дополнительно вы можете скачать справочник «Квалификационные характеристики должностей работников образования» в полном объеме.
Сфера образования – одна из базовых сфер, которые формируют единое общество, единые культурные, социальные и морально-этические ценности. Естественно, квалификационные требования, предъявляемые к работникам данной сферы довольно высоки. Они закреплены в специальном квалификационном справочнике должностей работников образования. В данной статье вы узнаете квалификационные требования из классификатора должностей 2019 года, что входит в эти требования, а также получите перечень должностей педагогических работников, с кратким описанием каждой из них.
Что такое Единый квалификационный справочник должностей?
Исходя из положений ст. 143 Трудового кодекса РФ присвоение работникам тарифных разрядов и тарификация работ, осуществляется учитывая требования единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС).
ЕКС включает в себя квалификационные характеристики должностей, расшифровки должностных обязанностей и требований к квалификационным уровням и уровню знаний руководителей, специалистов и служащих (Постановление Правительства РФ от 31.10.2002 №787).
Интересующий нас раздел ЕКС – Квалификационные характеристики должностей работников в сфере образования в 2019 году (далее – КХД), имеющий второе название – Единый квалификационный справочник должностей работников образования, был принят Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 года №761н. На данный момент, КХД применяется в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2011 №448н.
Основные положения раздела КХД
Актуальную версию раздела КХД квалификационного справочника должностей можно скачать .
Квалификационный справочник должностей работников образовательных учреждений принятый по приказу №761н разработан для помощи в решении вопросов, относящихся к регуляции трудовых отношений, созданию действующей, эффективной системы руководства и управления персоналом учреждений и организаций образования, независимо от формы их собственности или организационно правовой формы.
КХД является базовым документом при разработке должностных инструкций, так как в нем содержится основной перечень должностных обязанностей работников образования, в нем учтены все особенности организации труда и уровни компетенции. В данном разделе также закреплены права и обязанности по каждой, конкретной должности.
При составлении должностных инструкций с использованием КХД, допускается возможность уточнения перечня работ по конкретному образовательному учреждению, с учетом особенностей и свойств каждой должности, а также разработка дополнительных требований к специальной подготовке работников.
Для увеличения эффективности труда, допускается расширение должностных обязанностей работника, по сравнению с квалификационными характеристиками указанными в КХД. Такое расширение происходит за счет добавления обязанностей из смежных должностей. Их выполнение не должно требовать расширение квалификационного уровня и прохождение специальной подготовки.
В соответствии с п.9 КХД, лица, которые выполняют должностные обязанности с соответствующим качеством и в полном объеме, но при этом не имеющие достаточного уровня подготовки или стажа работы, могут быть назначены на фактически занимаемые ими должности, в порядке исключения, по рекомендациям аттестационной комиссии.
Из чего состоит квалификационная характеристика?
Квалификационная характеристика по каждой должности, включает в себя 3 раздела:
- Должностные обязанности (ДО) – содержится перечень основных трудовых функций, полностью или частично вверенных работнику на занимаемой им должности. При совмещении обязанностей из разных должностей, необходимо руководствоваться принципом однородности и взаимосвязанности работ;
- Должен знать (ДЗ) – содержатся требования, предъявляемые работнику по объему знаний методологии, законодательства и специальных знаний, необходимых для эффективного осуществления должностных обязанностей;
- Требования к квалификации (ТК) – определяются требования к уровням профессиональной подготовки и стажу работы.
Перечень и краткая характеристика должностей работников образования 2019
Перечень должностей подразделяется на 3 уровня:
- Должности руководителей;
- Должности педагогических работников;
- Должности учебно-вспомогательного персонала.
Должности руководителей:
- Руководитель образовательного учреждения (директор, заведующий, начальник).
ДО: Осуществляет непосредственное управление учреждением образования в соответствии с действующим законодательством РФ.
- Заместитель руководителя.
ДО: Осуществляет организацию текущей деятельности учреждения образования, а также перспективное планирование его будущей деятельности. Координирует работу педагогических работников.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.
ТК: Высшее образование по направлениям «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом». Стаж работы в педагогической сфере или на руководящих должностях не мене 5 лет.
- Руководитель структурного подразделения.
ДО: Осуществляет управление структурным подразделением: секцией, лабораторией, кабинетом, учебно-консультационным пунктом и так далее. Осуществляет организацию текущей деятельности подразделения, а также перспективное планирование его будущей деятельности с учетом целевых задач для которых оно создано.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.
ТК: Высшее образование по той специальности, которая соответствует профилю подразделения. Стаж работы в соответствии с профилем подразделения не менее 3 лет.
- Старший мастер.
ДО: Осуществляет руководство учебно-производственными работами по профессиональному обучению, практическими занятиями, принимает участие в профориентации учащихся.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.
ТК: Высшее образование соответствующее профилю обучения. Стаж работы по профилю обучения не менее 2 лет.
Должности педагогических работников:
- Учитель.
ДО: Обучает и воспитывает учащихся, принимая во внимание их психолого-физиологические особенности и специфику предмета, который преподается. Занимается формирование культуры личности, социализацией учащихся.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.
- Преподаватель. Не относятся преподаватели профессорских составов ВУЗов.
ДО: Осуществляет обучение учащихся в соответствии с федеральными государственными стандартами образования. Осуществляет контроль и организацию самостоятельной работы учащихся, применяет индивидуальные образовательные программы.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.
ТК: Высшее или среднее образование, направление “Образование и педагогика”, либо, образование соответствующее специфике преподаваемого предмета. Требований к стажу нет.
- Педагог-организатор.
ДО: Осуществляет содействие в развитии личностных качеств, индивидуальных способностей и талантов учащихся. Способствует расширению и формированию личностной культуры и социализации.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.
ТК: Высшее или среднее образование, направление “Образование и педагогика”, либо, образование соответствующее профилю деятельности. Требований к стажу нет.
- Социальный педагог.
ДО: Организует и реализует программы по воспитанию личности, общему образовательному процессу, развитию и социальной защите учащихся в учреждениях, организациях и по месту их жительства.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Владение навыками социально-педагогической коррекции и снятия стрессов.
ТК: Высшее или среднее образование, направление “Образование и педагогика”, либо «Социальная педагогика». Требований к стажу нет.
- Учитель-дефектолог, логопед. Должность «логопед» применяется в учреждениях социальной направленности и учреждениях здравоохранения.
ДО: Осуществляет деятельность по максимальной коррекции недостатков в развитии у учащихся с нарушениями в развитии, учитывая воспитанников находящихся в коррекционных образовательных учреждениях.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические документы по вопросам профессиональной деятельности.
ТК: Высшее образование по дефектологическому профилю. Требований к стажу нет.
- Педагог-психолог.
ДО: Осуществляет деятельность по профессиональной поддержке, коррекции и сохранению психосоматического и социального благополучия учащихся, в процессе их воспитания и обучения в учреждениях образования.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические документы в области психологии, психотерапии, сексологии и так далее.
ТК: Высшее или среднее образование, направление «Педагогика и психология». Требований к стажу нет.
- Воспитатель (старший).
ДО: Осуществляет воспитание детей в учреждениях образования и их структурных подразделениях. Способствует развитию личности ребенка, его нравственному формированию.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методы воспитания, убеждения и аргументации собственной позиции.
ТК: Высшее или среднее образование, направление “Образование и педагогика”, либо «Социальная педагогика». Требований к стажу нет. Для старшего воспитателя необходим стаж не менее 2 лет.
- Тьютор. Исключение: тьюторы работающие в сфере высшего и профессионального образования.
ДО: Разрабатывает и осуществляет индивидуальную работу с учащимися по определению, развитию и формированию их познавательных интересов. Организует персональное обучение по предпрофильной подготовке.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методологию воспитательной работы и организации свободного времени учащегося.
ТК: Высшее образование, направление “Образование и педагогика”, стаж работы педагогом не мене 2 лет.
- Педагог-библиотекарь .
ДО: Принимает участие в реализации образовательных программ основного уровня для всех уровней общего образования, в соответствии с государственными федеральными стандартами образования.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические материалы по вопросам организации библиотечной и информационной работы.
ТК: Высшее образование по профилю работы. Требований к стажу нет.
- Старший вожатый.
ДО: Ведет деятельность по способствованию в развитии детских общественных организаций, объединений, помогает разрабатывать, реализовывать программ их деятельности, руководствуясь принципами добровольности, самодеятельности с учетом инициативы, интересов и потребностей учащихся.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические материалы по организации досуговой деятельности, выявлению и отбору талантов.
ТК: Высшее или среднее образование. Требований к стажу нет.
- (Старший) Педагог дополнительного образования.
ДО: Используя специализированные программы, направленные на развитие творческой деятельности, осуществляет дополнительное образование учащихся.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методологию по деятельности кружков, секций и развития мастерства.
ТК: Высшее или среднее образование соответствующее профилю работы. Требований к стажу нет. Для старших педагогов – высшее образование по профессии и стаж работы в сфере педагогики не менее 2 лет.
- Музыкальный руководитель.
ДО: Развивает эстетические вкус и музыкальные способности, а также эмоциональную сферу и творческую деятельность воспитанников.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методологию музыкального воспитания, физиологию детской моторики и музыкальных возможностей.
ТК: Высшее или среднее образование, направление “Образование и педагогика”, владение техникой исполнения на музыкальном инструменте на уровне профессионала. Требований к стажу нет.
- Концертмейстер.
ДО: Участвует в разработке профилирующих и специальных дисциплин, тематических программ и планов.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методику проведения репетиций и текущих занятий.
ТК: Высшее или среднее музыкальное образование, владение профессиональными навыками игры на инструменте. Требований к стажу нет.
- Руководитель физического воспитания.
ДО: Планирует, организует и проводит занятия по физическому воспитанию.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методику работы на спортивных снарядах, правила охраны жизни и здоровья.
ТК: Высшее образование в области физкультуры. Требований к стажу нет.
- Инструктор по физической культуре.
ДО: Организация активного отдыха учащихся в учебное и внеучебное время.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методику обучения игровым видам спорта, правила проведения спортивных мероприятий.
ТК: Высшее или среднее образование в области спорта. Требований к стажу нет.
- (Старший) Методист.
ДО: Проводит методические мероприятия в учреждениях образования: анализ учебно-методической и воспитательной работы. Разрабатывает планы по повышению ее эффективности.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методику систематизации методических и информационных материалов, эффективные методы педагогической работы.
ТК: Высшее образование по профилю работы. Стаж не мене 2 лет. Для старшего методиста – стаж не менее 2 лет на должности методиста.
- (Старший) Инструктор-методист.
ДО: Осуществляет работу по организации координирования и методического обеспечения учреждений образования имеющих спортивную направленность.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Систему осуществления организации работы в учреждениях образования спортивной направленности, методики реализации педагогической работы в сфере культуры и спорта.
ТК: Высшее образование в сфере физической культуры и спорта. Требований к стажу нет. Для старшего инструктора-методиста – стаж работы не менее 2 лет на должности инструктора-методиста, методиста.
- Инструктор по труду.
ДО: Реализует программы по формирования у учеников трудовых умений и навыков, проводит их подготовку для практического применения полученных знаний.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Инструкции и методические материалы, касающиеся организации воспитания и трудового обучения. Методики развития мастерства.
ТК: Высшее или среднее образование по профессии. Требований к стажу нет.
- Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности.
ДО: Обучает и воспитывает учеников, учитывая специфику проведения курсов по основам безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки в объеме не более 9 часов в неделю (360 часов в год).
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Принципы защиты населения при катастрофах различных видов, авариях и стихийных бедствиях. Методы оказания первой помощи.
ТК: Высшее или среднее образование, направление “Образование и педагогика”, Гражданская оборона. Требований к стажу нет.
- (Старший) Тренер-преподаватель .
ДО: Занимается проведением набора учащихся, которые имеют желание заниматься физкультурой и спортом и не имеют противопоказаний по здоровью.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в направлении физической культуры, здоровья и спорта.
ТК: Высшее или среднее образование в сфере физкультуры и спорта. Требований к стажу нет. Для старшего тренера-преподавателя – опыт работы не менее 2 лет по специальности.
- Мастер производственного обучения.
ДО: Проводит учебно-производственные работы и практические занятия, имеющие непосредственную связь с профессиональным обучением.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Производственные технологии по профилю обучения, правила эксплуатации технического оборудования.
ТК: Высшее или среднее образование по профилю работы. Требований к стажу нет.
Должности учебно-вспомогательного персонала:
- (Старший) Дежурный по режиму.
ДО: Осуществляет контроль поведения учеников с поведением, которое отклоняется от нормы, в различные учреждениях обучения и воспитания, а также за их пределами.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, Конвенцию о правах ребенка. Педагогику. Психологию. Документы, регламентирующие деятельность учебно-воспитательных учреждений.
ТК: Высшее или среднее образование, дополнительное образование по установленной программе. Требований к стажу нет.
- Вожатый.
ДО: Участвует в работе по развитию детского коллектива в различных учреждениях. Работает с детьми разного возраста, в учреждениях оздоровления и образования.
ДЗ: Законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, Конвенцию о правах ребенка. Основы психологии и педагогики. Специфику работы с детьми.
- Помощник воспитателя.
ДО: Принимает участие в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников.
ТК: Среднее полное (общее) образование, специальная подготовка в области образования и педагогики. Требований к стажу нет.
- Младший воспитатель.
ДО: Принимает участие в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников, реализует учебные программы, организуемые воспитателем.
ДЗ: Законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, Конвенцию о правах ребенка. Основы психологии и педагогики. Специфику работы с детьми. Возрастную физиологию.
ТК: Среднее образование по профессии. Требований к стажу нет.
- Секретарь учебной части.
ДО: Работает с поступающей корреспонденцией, организует ее передачу в другие структурные подразделения, ведет делопроизводство и подготовку внутренней документации.
ДЗ: Законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, методические материалы и инструкции по ведению делопроизводства, структуру учреждения и его кадрового состава.
ТК: Среднее образование в сфере делопроизводства. Требований к стажу нет.
- Диспетчер образовательного учреждения.
ДО: Принимает участие в разработке расписания учебного процесса, а также оперативного регулирования организации учебного процесса.
ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические материалы, касающиеся занимаемой должности.
ТК: Среднее образование в сфере организации труда. Требований к стажу нет.
В мире существует огромное количество сфер деятельности, навыков и должностей. Ввиду такого многообразия у работодателя нередко возникают трудности как на уровне управления персоналом, так и на уровне кадровой документации. В таких случаях на помощь приходят единые справочники и классификаторы. В статье обсудим, что такое классификатор профессий-2020 с расшифровкой РФ и единый тарифно-квалификационный справочник-2020. Более подробно остановимся на справочнике квалификационных характеристик.
Основные понятия
Работая с унифицированными формами, специалист по кадрам зачастую оказывается в растерянности из-за обилия терминов и аббревиатур, относящихся к справочникам должностей. Рассмотрим их.
Наименование | Аббревиатура | Постановление | Содержание | Цель |
Единый тарифно-квалификационный справочник 2020 профессий рабочих | ЕТКС | Минтруда от 12.05.1992 №15а | Характеристики основных видов работ по профессиям рабочих | Тарификация работ, присвоение разрядов |
Общероссийский классификатор профессий и должностей 2020 | ОКПДТР | Госстандарта РФ от 26.12.1994 №367 | Профессии рабочих, должности служащих | Статистика (оценка численности рабочих, распределение кадров и т.п.) |
Единый квалификационный справочник 2020 |
ЕКС | Минтруда от 21.08.1998 №37 | Наименования должностей и квалификационные требования | Унификация нормативов регламентации труда |
Указанные документы взаимосвязаны. Общий классификатор должностей и профессий 2020 года лежит в основе ЕКС 2020. ОКПДТР 2020, в свою очередь, берет за основу своего первого раздела ЕТКС 2020 рабочих профессий. ЕТКС 2020 руководителей и специалистов как таковой отсутствует, поэтому второй раздел ОКПДТР основан на единой номенклатуре должностей служащих.
Что такое квалификационный справочник должностей
Единый классификационный справочник должностей специалистов и служащих (ЕКС) представляет собой перечень квалификационных характеристик (должностных обязанностей и требований к уровню знаний и квалификаций) руководителей, специалистов и служащих в зависимости от сферы деятельности. Дополнительные разделы ЕКС вводятся соответствующими приказами Минтруда. На сегодняшний день последним является приказ от 10.05.2016 № 225н , утверждающий «квалификационные характеристики работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации». Периодичность обновлений справочника не регламентирована законом. Таким образом, документ, измененный вышеуказанным Приказом, в настоящий момент представляет собой квалификационный справочник должностей рабочих и служащих 2020.
Для чего он нужен
ЕКС, в основу которого лег Общероссийский классификатор профессий рабочих должностей служащих, составлялся с целью выработки универсальных нормативов организации труда. Фактически настоящий документ помогает работодателю грамотно выстроить структуру организации. Квалификационные характеристики при этом оптимизируют следующие функции:
- подбора и расстановки кадров;
- профессиональной подготовки/переподготовки персонала;
- рационального разделение труда;
- определения должностных обязанностей и зон ответственности персонала.
Кадровый работник опирается на Классификатор должностей и профессий 2020 года в работе с такими документами, как штатное расписание, должностные инструкции, положения об отделах и пр. ОКПДТР классификатор (2020) с поиском по названию размещен на сайте Министерства труда и соцзащиты .
Как его применять
ЕКС применим в любых предприятиях, независимо от их форм собственности или организационно-правовых форм деятельности. Однако закон не обязывает, а лишь рекомендует работодателю руководствоваться данным документом в кадровой работе. Порядок применения ЕКС утвержден Постановлением Минтруда от 09.02.2004 № 9 . В соответствии с ним, квалификационные характеристики составляют основу должностной инструкции и включают в себя три раздела:
- должностные обязанности (перечень трудовых функций, закрепленных полностью или частично);
- должен знать (специальные знания, знания нормативных актов, методов и средств для выполнения трудовых обязанностей);
- требования к квалификации (уровень профессиональной подготовки и стаж работы).
Допускается распределение обязанностей, составляющих квалификационную характеристику, между несколькими работниками. Оценка соответствия сотрудника квалификационным характеристикам производится только аттестационной комиссией.
Что применять — квалификационный справочник или профессиональный стандарт
Как мы выяснили, квалификацию работника составляют его знания, умения, навыки и стаж. Профессиональный стандарт является более узким понятием и определяется как «характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции» (Ст. 195.1 ТК РФ ). Кроме того, профстандраты, в отличие от ЕКС, могут носить обязательный характер. Соответствующие поправки внесены в Трудовой кодекс Федеральным законом от 02.05.2015 №122-ФЗ . Согласно ст.195.3 ТК РФ , работодатель обязан оперировать профстандартами, если требования к необходимой работнику для выполнения трудовых функций квалификации продиктованы Трудовым кодексом, федеральным законом или иными нормативно-правовыми актами. В иных случаях применение профессиональных стандартов рекомендуется, но не требуется.