Трещины в доме        14.08.2021   

Самодельные сварные печи в гараж. Как правильно сделать печь для гаража? Какие требования предъявляются к гаражным печам

Делаем печь в гараж своими руками

В отличие от электрических обогревателей, гаражные печи дешевле в эксплуатации - в зависимости от конструкции их можно топить дровами и древесным мусором, отходами деревообработки, отработанным машинным маслом и т.д. Чтобы минимизировать финансовые вложения в организацию отопления, умельцы делают печь для гаража своими руками.

Самодельная печка в гараж изготавливается преимущественно из листового железа, толстостенных бочек или труб. Встречаются и компактные кирпичные печки. Конструкция выбирается исходя из доступности материалов и топлива, требований к функциональности печи для гаража - к примеру, она может быть снабжена варочной поверхностью.

Самодельная печь имеет камеру сгорания открытого типа, это означает, что кислород для горения поступает из помещения. Кроме того, в воздух попадает часть дымовых газов. По этой причине в гараже необходимо предусмотреть вытяжную вентиляцию. Печку устанавливают вдали от воспламеняющихся предметов, отделка стен и пола должна быть устойчивой к горению.

Рассмотрим, как сделать печь в гараж, на примере самых распространенных конструкций, доказавших свою эффективность и удобство использования.

Печка-буржуйка

Металлическая дровяная печь для гаража характеризуется :

  • высоким уровнем нагрева при компактных габаритах;
  • «всеядностью» - допускается использование различных видов твердого топлива;
  • небольшим весом - не требуется монтаж фундамента;
  • возможностью применять для подогрева воды и пищи;
  • простой конструкцией, которую можно выполнить самостоятельно, имея навык сварочных работ.
Металлическая печь-буржуйка для гаража

Дровяные самодельные буржуйки, несмотря на внешние различия, состоят из следующих элементов :

  • топка (от габаритов топки зависит размер дров и объем порции топлива, что влияет на время прогорания одной закладки);
  • колосников (решетка, на которую укладывается топливо), необходимых для создания тяги;
  • зольника (отсек, куда попадает зола от прогоревшего топлива);
  • дымохода (труба диаметром не менее 100 мм, которая служит для отвода дымовых газов).
Внимание! Планируя установить в гараже буржуйку, заранее определитесь с выбором топлива. Если помимо дров предполагается использовать уголь, опилки и другие виды мелкофракционного топлива, размер отверстий или расстояние между прутьями колосников следует уменьшить до 15 мм. У дровяных печей этот показатель может составлять 40 мм.

Недостатком дровяных печек является высокая скорость прогорания топлива, в результате чего значительная часть тепловой энергии улетучивается вместе с дымовыми газами. Металлическая печь для отопления гаража оборудуется дымоходом, который выводится через стену или потолок на улицу. Если дымоходную трубу смонтировать из нескольких колен, расположенных под углом относительно друг друга, воздух в помещении будет дополнительно прогреваться. При наличии свободного пространства с этой же целью устанавливают длинный наклонный дымоход.

Схема для монтирования дымоходной трубы в печку

Для изготовления цилиндрического корпуса простейшей буржуйки подходит 40-литровый баллон из-под пропана, труба или бочка из металла толщиной не менее 2 мм. Листовое железо позволяет выполнить печку прямоугольной формы.

Цилиндрический корпус можно расположить вертикально или горизонтально, в зависимости от наличия свободного места в помещении. Вертикальная печка компактнее, но размер топливника сильно ограничивает размер дров.

Патрубок для дымоотводной трубы вваривается в отверстие на боку или крышке печки. У газового баллона отверстие под патрубок можно вырезать по центру верхней закругленной части, но в этом случае печь остается без варочной поверхности. Для создания более практичного агрегата в вертикальном исполнении у баллона срезают выпуклую крышку и заменяют ее обрезком листового металла.


Цилиндрическая горизонтальная печь из газового баллона

Если цилиндрический корпус расположен горизонтально, для создания варочной панели к верхней части приваривают стальной лист и снабжают его края подпорками для жесткости. Либо вваривают в корпус металлическую конфорку.

В боку вертикально расположенного цилиндрического корпуса вырезается отверстие для топливника и ниже - для зольника, на них устанавливаются металлические дверцы - готовые или выполненные из вырезанного куска металла с приваренными петлями и задвижкой. На вваренные внутри корпуса уголки укладывается круглая колосниковая решетка.

Если корпус расположен горизонтально, можно его разделить прямоугольной колосниковой решеткой на топочный отсек и зольник, при этом в торце корпуса устанавливаются соответствующие дверцы. Второй вариант - приварить прямоугольный ящик из листового железа к нижней части корпуса, в которой просверлены отверстия или вварена решетка.

Цилиндрическая вертикальная печь своими руками

Буржуйка с увеличенным КПД

Чтобы повысить теплоотдачу железной печки, рекомендуется сделать ее двухходовой - то есть, заставить раскаленный газ пройти по специальным каналам внутри корпуса, активно отдавая тепло помещению.

Двухходовой отопитель изготавливается из листовой низкоуглеродистой стали. Важно использовать сталь марки Ст10 либо Ст20, поскольку конструкция из высокоуглеродистой или легированной стали менее надежна - при нагреве до высоких температур металл прикаливается, что провоцирует растрескивание сварных швов.


Размерная схема для изготовления печки в гараж

Двухходовая печь для гаража на дровах требует использования :

  • листовой стали толщиной 4-5 мм (для корпуса, дымооборотов, дверок топливника и зольника);
  • листовой стали толщиной 6 мм (для свода топки, который испытывает максимальную тепловую нагрузку);
  • труб диметром 100 мм для патрубка дымохода;
  • рифленых арматурных стрежней диаметром 16-18 мм для решетки колосников;
  • металлопрокат для изготовления ножек (профильная труба 40х40 мм, уголок с полкой 40 мм и т.д.);
  • металлических задвижек, петлей и ручек для дверок.

Приведенные чертежи помогут определиться с базовыми размерами элементов печки. Чтобы ее изготовить, необходимо знать, как сварить металл сплошным швом. Все швы проверяют на прочность и герметичность.

Повышаем эффективность железных печек

Буржуйку стандартной конфигурации или двухходовую печку усовершенствуют с целью увеличить теплоотдачу. Проще всего это сделать, приварив к корпусу металлические уголки или трубы, которые выполняют функцию конвективного оребрения. Увеличивается общая площадь теплоотдачи, плюс к тому повышается интенсивность воздухообмена, за счет чего помещение прогревается заметно быстрее.

Прямоугольную буржуйку можно с одной или нескольких сторон обложить кирпичом - кладка послужит теплоаккумулятором, и печь продолжит обогревать гараж даже после полного прогорания закладки дров. Если корпус печи цилиндрический, с этой же целью изготавливается конструкция «бочка в бочке». В этом случае теплоакумулятором служит специальная засыпка между корпусом печки и внешней оболочкой.


Конструкция печи «бочка в бочке» для отопления гаража

Печь в гараж изготавливается из двух бочек разного диаметра. У той, что послужит кожухом, срезают крышку, в боковой части прорезают отверстие для топочной дверцы, расположив его не ниже 12 см от днища. Края отверстия загибают внутрь, как и верхний край самой бочки. Дверку изготавливают из листового железа, в нижней части просверливают несколько отверстий для притока воздуха, приваривают петли, ручку и задвижку.

Сделанный кожух с прикрепленной дверцей, устанавливают на основание из швеллера или кирпича (между днищем печки и полом важно оставить воздушный зазор, поэтому основание не должно быть сплошным). На днище кожуха засыпают слой гальки, смешанный с песком, сухой глиной или грунтом (не торфянистым). Засыпку предварительно прокаляют. Нельзя использовать камни пород, раскалывающихся при нагреве или выделяющие вредные вещества.

Слой засыпки на дне слегка утрамбовывают, чтобы не оставалось пустот. В бочке, которая послужит внутренним корпусом печки, вырезается отверстие, соответствующее отверстию в кожухе, его края также загибают внутрь. В верхней торцевой части корпуса, ближе к краю, просверливают отверстие для дымохода и вваривают патрубок. Остальное пространство крышки при необходимости используется в качестве варочной панели.

Внутренний корпус требуется установить по одной оси с кожухом, чтобы слой засыпки был одинаков по всей окружности. Вокруг отверстий для топливника закрепляются обтесанные в размер плитки из кирпича или камня, крепятся они на глиняный раствор. Остальное пространство между корпусом и кожухом заполняется засыпкой.

Еще один вариант усовершенствования - создание тепловой пушки на основе простой буржуйки вертикального типа из газового баллона либо трубы с толщиной стенок от 4 мм. Подробная схема дает представление об устройстве отопительного агрегата.


Схема устройства отопительного агрегата: вид спереди, вид сверху
Вид отопительного устройства в разрезе

Нижняя часть печи из газового баллона изготавливается по стандартной технологии. У будущей тепловой пушки требуется обустроить отсек для нагрева воздуха. С этой целью срезается верхняя часть корпуса, вваривается горизонтальная круглая пластина, диаметр которой соответствует внутреннему диаметру баллона. На верхнюю часть пластины предварительно приваривают полоски стали – они служат ребрами воздухообменника и повышают эффективность нагрева.


Отсек для нагрева воздуха с ребрами из стали

С противоположных боков крышки получившейся воздушной камеры просверливают отверстия и приваривают патрубки. С приточной стороны требуется установить небольшой вентилятор, чтобы увеличить интенсивность воздушного потока. Мощность вентилятора зависит от размеров помещения. Патрубок для дымоходной трубы вваривается ниже воздушной камеры.


Самодельная печь для отопления гаража из газового баллона

Такая печь для гаража удобна в использовании и отличается высоким КПД, но к ее недостаткам можно отнести энергозависимость, так как для работы вентилятора требуется электричество. Второй недостаток - самоделка не имеет варочной панели.

Отопитель на отработке

Печка в гараж на отработке - удобный вариант, если есть возможность недорого или бесплатно добывать жидкое топливо (такие агрегаты могут работать на других маслах, на солярке). Отопитель пожароопасен - важно следить, чтобы топливо не содержало воду, иначе через отверстия в дожигателе (перфорированной трубе) будут вылетать брызги горящего масла.

Изготавливается отопитель на отработанном масле своими руками из листового металла, трубы или бочки. Резервуар под топливо и верхняя камера могут иметь цилиндрическую или прямоугольную форму.


Конструкция печки на отработанном масле

Руководствуясь предложенным чертежом, можно изготовить классическую печь на отработке в гараж. Топливо заливается в нижний резервуар, для его розжига используется горючая жидкость. Выделяющиеся пиролизные газы в перфорированном дожигателе смешиваются с воздухом, и догорают уже в верхней камере, снабженной внутренней перегородкой.

Такая печка для гаража проста в сборке, но не очень экономична - на час работы требуется около 2 литров отработки. При ее работе заметен запах гари и горючего, помещение должно хорошо вентилироваться.

Размерная схема самодельной печки на отработанном масле

Печь на отработке в гараж может представлять собой конструкцию с капельной подачей горючего. Это более безопасный вариант для использования в гараже. Существует несколько вариантов таких отопителей, но принцип устройства общий: необходимо обеспечить дозированную подачу топлива и приток воздуха в камеру сгорания.

Печь на отработке с капельной подачей горючего

Так как маслопровод проходит вдоль трубы дожигателя, топливо успевает нагреться и активнее испаряется, попав в камеру сгорания. Стенки работающей печи раскаляются докрасна, поэтому умельцы из печки-капельницы на отработке своими руками создают полноценный жидкотопливный котел, обустроив вокруг корпуса водяную рубашку. Водяной контур дает возможность полноценно прогревать свой гараж больших размеров.

Универсальным вариантом можно назвать печь на дровах и отработке. Обычно это гибрид из небольшой дровяной печки, корпус которой при необходимости может служить верхней камерой классического отопителя на отработке. Резервуар для жидкого топлива расположен снаружи корпуса буржуйки и соединен с ним прямым или изогнутым перфорированным дожигателем.

Еще один вариант гибридной печки :

  • нижняя часть корпуса представляет собой классическую дровяную буржуйку;
  • верхняя часть корпуса выполняется съемной, она состоит из крышки, дожигателя и верхней камеры сгорания;
  • дожигатель комплектуется съемным кожухом, который превращает его в дымовую трубу, когда печка работает на дровах;
  • внутри корпуса имеется резервуар для жидкого топлива, который вынимается или вставляется в зависимости от вида используемого энергоносителя.
Гибридная печка для отопления гаража

Изготавливая такой агрегат, требуется качественно подгонять по размеру и сваривать все элементы. Удобство универсальных печек заключается в широком выборе топлива.

Заключение

Разобравшись, как сделать печку того или иного типа, можно подобрать оптимальный вариант с учетом сложности конструкции и КПД. Изготовление отопительного агрегата в гараж своими руками дает возможность оптимизировать затраты на создание комфортной обстановки для проведения работ по ремонту и обслуживанию авто.

Видео по изготовлению печки на отработке для отопления гаража:

Низкая температура некомфортна для владельца гаража и не идёт на пользу автомобилю. Электрическая печь для обогрева частного/производственного гаража неважно справляется с отопительными функциями, требуя при этом немалых финансовых расходов. Целесообразней обогревать помещения такого типа агрегатами, отвечающими гаражным особенностям.

Рисунок 1. Печь для обогрева гаража

Об особенностях обогрева гаражей

Есть 2 основные проблемы, с которыми обычно сталкиваются автовладельцы, желающие обогревать «парковку»:

  • «неподходящее» соотношение объёма и площади помещения;
  • отсутствие наружного утепления и сложности с устройством внутреннего.

Соотношение параметров

Есть закон, согласно которому при уменьшении размеров тела увеличивается отношение площади к объёму. Условно говоря, если в среднеразмерном двухэтажном частном доме на 1 м 3 приходится 0,8 м 2 , то в типовом гараже на 1 м 3 – 1,7 м 2 . Это значит, что у небольшого помещения теплопотери будут вдвое выше.

Чтобы создать в гараже 8-градусный «микроклимат», понадобится оборудование мощностью приблизительно 1200 Вт. Для поддержания температуры 16 градусов, потребуется отопительный прибор мощностью 1800 Вт. Расходы на обогрев единицы площади выходят тоже примерно в два раза больше, чем в случае с коттеджем.

Утепление


Рисунок 2. Теплоизоляционная обшивка гаража

Даже мощные и экономичные печи в типовом гараже будут неэффективными, если не позаботиться об утеплении. Стены, пол и потолок, не способные удержать тепло, делают затею с обогревателем нецелесообразной.

Лучше всего сделать наружно утепление. Но чаще всего это откликается немалой нагрузкой на бюджет. Кроме того, для многих автовладельцев этот вариант вообще недоступен – гаражи зажаты между другими.

Остаётся внутренняя теплоизоляция. Но и здесь не всё так просто. Если выполнить термозащиту вплотную к поверхности помещения, между элементами будет образовываться конденсат. На некоторое время такое утепление позволит отапливать гараж достаточно эффективно. Но вскоре постройка придёт в негодность.

В гаражах утеплитель монтируют с зазором в 3-5 см. Между изолятором и полом тоже оставляют аналогичное расстояние. От образования конденсата это не спасает, но последний в этом случае не наносит существенного вреда гаражу. Недостаток этого решения в том, что при постоянном обогреве в помещении становится слишком влажно. А это уже серьёзно отражается на состоянии автомобиля. Владельцам таких гаражей нужно всё-таки подумать о наружном утеплении или смириться с дополнительными теплопотерями.

Внутреннюю обшивку рекомендуется делать из материалов, плохо проводящих тепло. Как варианты – ДСП/ДВП или ондулин. Термоизоляцию из пластика делать нельзя – в аварийной ситуации это приведёт к образованию большого количества ядовитых газов.

Перед утеплением стены дополнительно защищают. Кирпичные стены штукатурят (например, вермикулитовой смесью), а металлические – грунтуют и двуслойно красят.

Тепловая шапка


Рисунок 3. Тепловая шапка

Даже при наличии хорошей теплоизоляции тепло не будет задерживаться, если не создать так называемую тепловую шапку. Гораздо рациональней обогревать не весь гаражный объём, а рабочее пространство. Не давая тепловой энергии контактировать со стенами, через которые она легко уходит.

Другими словами, нужно сконцентрировать прогретый воздух в центре гаража. А прослойка холодного будет служить надёжной термозащитой. Тёплый воздух устремляется сначала вверх, не достигая при этом потолка – там он сталкивается с гасящими энергию холодными воздушными потоками. Затем прогретый воздух уходит в стороны, лишь немного касаясь гаражных стен. Таким образом, тёплым становится почти всё помещение.

Помните! Утепление само по себе ничего не решает. Равно как и без него нельзя добиться оптимального теплового эффекта

Нагревается даже смотровая яма. Этого невозможно достичь без создания тепловой шапки. Без конвекционных процессов работать в яме очень некомфортно – руки находятся в относительном тепле, а ноги стынут в зоне холодного дна.

Чтобы добиться такого эффекта, нужно использовать печки для отопления частных гаражей, характеризующихся небольшой мощностью, но возможностью образования интенсивного низкоплотного воздушного потока.

Подходящие варианты печей для отопления гаражей

Есть несколько вариантов печей для гаража, которые в той или иной степени можно считать подходящими.

Булерьян


Рисунок 4.

Забегая наперёд, можно сказать, что это лучшее решение для небольшого автономного помещения. Канадские инженеры разрабатывали эту печь для иных целей, но так уж вышло, что она чуть ли не идеально подходит и для гаражного обогрева. Буллер относительно недорог, отлично греет и непрожорлив.

По сути, это потомок всем известной буржуйки. В контексте отопления гаража булерьян было бы корректней называть конвекционным агрегатом. В продаже можно встретить печки мощностью от 2 до 200 кВт – решение найдётся для помещения любого объёма. КПД подобных конструкций достигает 80-90%.

Как печь в частный гараж подойдёт любой буллер. Но оптимальным вариантом будет палаточный «полубулерьян». Его отличают сопла, направленные не по диагонали, как в прочих конструкциях, а прямо вверх. Это обеспечивает более эффективное образование тепловой шапки – воздушного грибообразного термопотока.

Рисунок 5. Полубуллер

У булерьянов, к сожалению, есть недостаток. Поскольку их разрабатывали для лесорубов, с их помощью возможно отопление гаража на дровах. И только. Пока что ещё не придумали оборудование такого типа, которое работало бы на торфе или угле. И при этом давало бы сопоставимый эффект.

Но преимущества агрегатов перекрывают недостаток:

  • ощутимая теплоотдача – уже через 5 минут после старта; а то и раньше;
  • одной загрузки дров хватает до 8-ми часов обогрева;
  • возможность использовать в качестве топлива даже подсыревшие поленья; при этом КПД снижается незначительно.

Если у автовладельца нет стойкого желания сделать отопительное оборудование для гаража своими руками, булерьян подойдёт, как никакой иной агрегат. Самостоятельно буллер изготовить можно, но для этого нужно иметь ряд специальных станков.


Рисунок 6. Чертеж булерьяна

Как перехитрить булерьян?

Канадскую дровяную печь можно превратить в оборудование, в дровах не нуждающееся. Но только с условием, что буллером будут пользоваться для непродолжительного обогрева. Роль поленьев сыграет шамотный кирпич. Обычный не подходит – он не обладает достаточной теплопроводностью.

Схема такая:

  • из кирпича делают бой размером не более пачки сигарет;
  • бой загружают в топливник так, чтобы между шамотом оставалось пространство для циркуляции воздушных потоков;
  • разогревают печной теплонакопитель с помощью какой-либо горелки; чтобы раскалить кирпич докрасна, требуется около пяти минут;
  • закрывают дверку топливника, дымоходную вьюшку и регулятор мощности.

Этих манипуляций хватит для того, чтобы относительно неплохо прогреть помещение и добиться сохранения теплоотдачи в течение 1-3 часов.

Поскольку булерьян самостоятельно изготовить непросто, многие «самоделкины» предпочитают иные варианты. О них далее.

Кирпичная печка


Рисунок 7. Кирпичная гаражная печь

Самодельные кирпичные печки с размером основания 2х2,5 кирпича справятся с . Но их сложно рекомендовать тем, кто забегает на «стоянку» изредка и ненадолго. Печь слишком долго прогревается. Да, тепло она отдаёт ещё дольше – в течение нескольких часов. Но тратить на растопку час-полтора, чтобы затем поработать 30 минут, совсем нерационально.

Ещё один минус кирпичного варианта – невозможность создания тепловой шапки. Термопоток, который создаёт печка, характеризуется малой интенсивностью, недостаточной для образования термоизоляционного воздушного слоя.

Делают такие конструкции из шамотного кирпича, отличающегося большей термостойкостью, чем обычный красный. В качестве связующего используют жаропрочную глину, в которую добавляют шамотный порошок.

Гаражная конструкция такого типа состоит максимум из 10-ти рядов. Топливник делают на уровне 2-4-го. Наличие дымохода – обязательное условие.

Печка на отработанном жидком топливе


Рисунок 8. Печка на отработке

С топливом проблем не возникнет – оно найдётся едва ли не у любого автовладельца. В крайнем случае можно легко приобрести его в любой автосервисной точке – стоимость топлива очень скромна.

Конструкция типичного агрегата подразумевает наличие двух секций. Отделы соединяются трубой с перфорацией. В нижней секции сгорает масло. Благодаря этому образуется небольшая порция тепла и горючий газ. Последний через трубу уходит в другой отдел. Благодаря перфорации в трубу поступает определённое количество воздуха, который смешивается с горючим газом. Вот эта смесь и даёт уже достаточно тепла для обогрева гаража.

Нижний отсек обычно делают из тонкого металлического листа. Форма особой роли не играет. С целью возможности регулировать воздушный поток здесь делают специальную заслонку.

Перфорированную трубу и верхнюю секцию выполняют из толстого металла. Тонкие стенки долго не выдержат воздействие высокой температуры. Труба с отверстиями должна быть прочной ещё и потому, что иначе она попросту не справится с немалой массой печи в небольшом гараже.

Дымоход обязательно делают сверху второго отсека. Боковой дымоотводящий канал делать нельзя. В качестве топлива подходит практически любая отработка, для которой не характерно простое скоростное воспламенение.

Подобная печь требует очень серьёзного отношения к технике безопасности. Перфорированная труба – это бьющее пламя. Поэтому конструкцию нужно держать подальше от легковоспламеняющихся веществ. Если пролить бензин рядом с таким «очагом», можно заполучить пожар. По этой причине ни один пожарный не даст официальное добро на обогрев гаража подобным оборудованием.

Важно! Ответственность за использование такой печи полностью лежит на владельце гаража

Буржуйка


Рисунок 9. Классическая буржуйка

Самый популярный и простой вариант самодельной эффективной печки – буржуйка. Сделать её можно прямо в гараже из подручных материалов. Подойдёт всё, что имеет подходящую форму и прочностные характеристики. Желательно, чтобы металл был, как минимум, 5-миллиметровым. Цилиндр должен иметь диаметр от 30 см.

Традиционная печка включает в себя:

  • корпус;
  • зольник;
  • решётку;
  • дверку топливника;
  • дверку поддувала;
  • дымоход (вертикальный или горизонтальный).

Схема изготовления простейшей буржуйки:

  • из подходящей заготовки делают топливную камеру;
  • на дне устанавливают решётку, а под ней зольник; для последнего можно использовать листовой металл потоньше;
  • сверху или сбоку делают дымоход; минимальное сечение – 10-12 см, допускается 2-3-миллиметровая толщина стенок;
  • из уголков делают опоры.

На иллюстрации – схема простой предшественницы булерьяна. Теплоотдача конструкции повышена благодаря использованию дожигателя с дублированным перевалом. Одной топливной загрузки хватает на 3-4 ч. Мощность в малой степени можно регулировать с помощью дверки.


Рисунок 10. Схема одного из вариантов буржуйки

Заключение

Подходящих вариантов печей в частный гараж хватит для того, чтобы поразмыслить над выбором. Но в любом случае прежде всего – безопасность. Самая неприятная оказия – пожар. Техника безопасности поможет упредить возгорание, но если таковое всё же произошло, его необходимо быстро ликвидировать. Для этого нужно иметь один, а лучше два огнетушителя. Выбирать необходимо, исходя в первую очередь из объёма газового заряда, который должен быть, как минимум, в полтора раза больше гаражной кубатуры.

Гараж – это не только место для хранения автомобиля. Многие люди проводят в нем гораздо больше свободного времени, причем это может быть не только жаркое лето, но и холодная зима. Разумеется, полноценное отопление в таком помещении оборудовать не имеет смысла, а вот полезная и практичная самоделка придется кстати.

Основные требования

Холодной осенью или морозной зимой находиться в гараже без отопления – это занятие не из приятных. Полноценного отдыха или работы в таких условиях просто не добиться. Именно поэтому подобным площадям просто необходима небольшая печка-буржуйка, которую вполне можно изготовить своими руками. Буржуйки с теплообменником встречаются во многих сараях и гаражах.

Распространенность таких агрегатов объясняется простотой их изготовления. На это не уходит много времени и дорогостоящих материалов.

Как правило, такие конструкции нуждаются лишь в некоторых доработках, поскольку сам корпус, а зачастую и дно в таком предмете уже имеется. Многие мастера варят гаражные печи и из листовых материалов . Однако такие разновидности печей смогут осилить только те пользователи, которые умеют работать со сваркой.

Гораздо реже в гаражных постройках встречаются самодельные печи, выложенные из кирпича, поскольку такие агрегаты имеют более внушительные габариты, а нагреваются при этом в меньшей степени. Для гаража подобная система подходит слабо.

Чаще всего в гаражах располагают небольшие буржуйки, работающие от дров . В такие агрегаты, как правило, закладывают абсолютно все, что может гореть. Неприхотливость в выборе топлива и быстрый нагрев – это главные преимущества такой печи. Однако при выборе подходящего агрегата следует учитывать не только его «всеядность».

Подходящая конструкция для обогрева гаражной площади должна выбираться в соответствии со следующими параметрами:

  • площадью самого гаража;
  • сроками использования отопления;
  • максимальным бюджетом, который можно потратить.

Если гараж представляет собой пристройку к дому, то лучше поставить прибор с электрическим или газовым подключением.

Если же постройка отдельна от жилища, то следует создать безопасную автономную конструкцию. Стоит помнить, что в первую очередь буржуйка для гаража должна быть безопасной, в противном случае могут возникнуть серьезные проблемы с плохими последствиями.

Печь должна обладать следующими важными параметрами:

  • сечение вытяжного клапана должно составлять не менее 10 см;
  • вес не должен превышать 35 кг;
  • габариты печи – 70х50х35 см;
  • объем не должен быть больше 12 л.

Виды

Многие пользователи выбирают для утепления гаража самодельные печи. Подходящий вариант можно изготовить для любых условий и планировок. Стоит рассмотреть подробно, какие разновидности гаражных буржуек сегодня востребованы и встречаются чаще всего.

Масляная

Масляные печи встречаются часто. Подобные модели чаще всего обладают следующими характерными чертами:

  • они имеют компактные размеры;
  • отличаются несложной конструкцией;
  • быстро разогреваются;
  • такую печку легко использовать;
  • в гараже с масляной печью будет долгое время сохраняться оптимальная температура;
  • подобные агрегаты отличаются экологичностью, ведь не наносят вреда окружающей среде;
  • топливо для этих печей можно смело назвать доступным, поскольку его возможно найти, например, на СТО (некоторые фирмы оказывают услугу по вывозу такого топлива);
  • в масляных моделях отсутствуют капельницы, форсунки и прочие подобные детали, поэтому процесс их сборки считается простым и быстрым;
  • масляные печи не так часто загрязняются.

Кирпичная

В качестве надежной стационарной конструкции идеально подойдет кирпичная печь. Самыми маленькими считаются агрегаты с размерными параметрами 2х3 м.

Кирпичные печки хороши своей надежностью и долговечностью. Однако специалисты утверждают, что изготавливать их своими руками можно только в том случае, если есть опыт укладки кирпича . В противном случае агрегат может получиться кривым и менее надежным. Для исполнения таких работ лучше нанять профессионалов.

Аккуратные гаражные печи из кирпича пользуются большой популярностью. Подобные агрегаты бывают дизельными и работают от солярки, которая находится в открытом доступе.

Металлическая

Не менее распространенными и востребованными являются металлические гаражные печки. Такие агрегаты имеют ряд положительных характеристик, делающих их популярными среди современных владельцев гаражных построек.

  • Эти модели отличаются высокой степенью нагрева, но при этом имеют небольшие размеры, поэтому для их размещения в гараже не нужно выделять много места.
  • Металлические печи считаются «всеядными». Они могут работать от разных твердых источников топлива.
  • Вес агрегатов также является небольшим, поэтому работать с ними просто и удобно. Кроме того, из-за этого под ними не нужно сооружать фундамент.
  • Печки из металла нередко используют для подогрева пищи или воды.
  • Как правило, конструкции печек из металла являются простыми. Такие агрегаты вполне возможно изготовить своими руками, имея опыт сварочных работ.

Как было упомянуто выше, такие разновидности печей могут работать от любых твердых источников топлива. Одними из наиболее распространенных вариантов считаются дровяные модели.

Они состоят из следующих составных частей:

  • топки – именно от ее размера зависит размер дров и их допустимое количество;
  • колосников – эти детали представляют собой решетку, на которую сверху кладут само топливо, они предназначены для формирования тяги;
  • зольника – этот элемент являет собой отсек, в который попадает зола от прогоревшего топлива;
  • дымохода – в данном случае эта составная деталь представляет собой трубу диаметром от 100 мм, которая служит с целью отвода дымовых газов.

Главным недостатком дровяных металлических печей является то, что топливо прогорает в них в короткие сроки, из-за чего немалая часть тепловой энергии покидает помещение в союзе с дымом.

Чтобы повысить характеристики теплоотдачи печи из железа, рекомендуется изначально сделать ее двухходовой.

В таком агрегате с высоким КПД раскаленный газ проходит по особым каналам, находящимся во внутренней части корпуса. Таким образом, в помещении становится тепло и комфортно.

Ракетная

Другое название такой печи – это реактивная. Подобные модели стали так называться из-за струи пламени, вырывающейся из трубы, находящейся сверху у проходных конструкций. Кроме того, ракетная печь издает своеобразный звук, похожий на рев двигателя.

Простая и незамысловатая реактивная печь состоит из двух труб. Одна из них находится в горизонтальном положении, а вторая направлена вверх. Для изготовления такой конструкции допустимо использовать одну изогнутую трубу . Топливо в такой печи укладывается непосредственно в трубу. При этом горючий газ будет устремляться вверх, двигаясь по вертикальной плоскости.

Если принято решение установить в гараже подобный агрегат, то стоит знать некоторые особенности, которыми он обладает, а именно:

  • ракетную печь можно использовать как в качестве отопительной, так и в качестве варочной конструкции;
  • нередко надежные и крепкие «ракеты» (комбинированные) дополняют уютными лежанками, похожими на те, что имеются в русских печах;
  • одна топливная закладка в такой печи может работать около 6–7 часов. Тепло при этом она удерживает в течение 12 часов, особенно если обработана саманной штукатуркой;
  • изначально эти разновидности печей использовались исключительно в полевых условиях. В настоящее время переносные «реактивные конструкции» являются одними из самых популярных, однако, встречаются и стационарные установки, которые работают точно так же, как и модели из глины или кирпича.

Такие разновидности печей имеют следующие преимущества:

  • эти конструкции являются простыми. Их можно без труда изготовить своими руками. Кроме того, для этого не нужно покупать дорогостоящие материалы;
  • имея ракетную печь, можно использовать любые разновидности топлива. В таком агрегате будет гореть даже низкокачественное топливо;
  • такие модели отличаются энергонезависимостью;
  • для этих печей характерен низкий расход топлива.

Однако такие типы печей имеют и некоторые недостатки, к которым можно отнести:

  • ручное управление, из-за которого за таким агрегатом нужно постоянно следить, регулируя процесс горения;
  • некоторые элементы такой печи могут накалиться слишком сильно, особенно если они состоят из металла – о подобную конструкцию можно легко обжечься;
  • такие печи допустимо располагать далеко не во всех помещениях, например, для бани они совсем не подходят.

Паровая

Если есть желание расположить в гараже бюджетную печь, то стоит рассмотреть вариант сборки паровой конструкции. Такие печи прекрасно поддерживают в гараже оптимальный температурный режим. Кроме того, они могут функционировать не только на электроэнергии, но и на любых других видах топлива.

Такие модели состоят из следующих элементов:

  • парового котла;
  • паровой турбины;
  • редукционно-охладительной установки.

Выбор топлива

Печи для гаражных построек различаются не только по своим конструкциям, но и по топливу, от которого они работают.

Газовые

Газовые печи в гаражах подключаются двумя способами, а именно:

  • с использованием газовой магистрали;
  • с применением сжиженного газа.

Первым способом используются редко, поскольку большинство гаражей не подключено к газовым сетям. Чаще встречаются печи, работающие от сжиженного газа в баллоне . Он подключается к агрегату при помощи специального шланга. В процессе работы печки переработанный газ выбирается на улицу через дымоход. Подобные конструкции действуют без электричества.

Кроме того, они являются мобильными. В некоторых экземплярах присутствуют датчики, при помощи которых газ перекрывается, если происходит его утечка. Использование подобного агрегата является предпочтительным , так как он характеризуется лучшей безопасностью в вопросах эксплуатации.

Электрические

Такие печи являются очень популярными и встречаются довольно часто. К электрическим печам относятся и масляные конструкции, и тепловые пушки, и электроконвекторы. Как правило, модели, работающие от электричества, имеют маленькие размеры. Им не нужны дымоход и вентиляция. Подобные агрегаты не сжигают кислород в помещении.

Минусом электрических изделий является то, что они потребляют много электроэнергии. Кроме того, во время работы они издают много неприятного шума.

На твердом топливе

Не менее популярными являются печи, работающие от твердого топлива. К таким вариантам относятся дровяные печки, старые добрые буржуйки и стационарные конструкции, изготовленные из кирпича. Принцип работы этих моделей довольно прост – в специальной камере сгорания сгорают дрова, торф и уголь, после чего уже отработанные материалы выходят наружу в форме дыма через трубу.

Недостатком таких печей является то, что для их топлива необходимо выделять отдельное пространство в гараже, что может стать проблемой на маленькой площади.

Дизельные

Печи, работающие на солярке, состоят из таких двух основных отделов, как:

  • топки;
  • накопителя, предназначенного для солярки.

В данном случае солярка поступает из накопителя и проходит через форсунку.

Такие печи оснащаются вентилятором, предназначенным для разгона воздуха, необходимого для активного процесса горения. Изделия на солярке довольно быстро прогревают вверенную им территорию.

На отработанном топливе

Неплохим решением для гаража является печь на масляной отработке. Такой агрегат способен поддерживать тепло в помещении на протяжении долгого времени.

Многие потребители отдают предпочтение именно этой модели, так как для нее не нужно закупаться дорогостоящим топливом. Все что понадобится такому агрегату – это переработанное машинное масло, а также допустимо использование мазута, керосина, печного топлива или солярового масла. Такую модель можно сделать своими руками.

На опилках

Агрегаты на опилках относятся к категории печей долгого горения. В таких моделях опилки не просто горят, а постепенно тлеют. В этот момент выделяется достаточное количество тепла, которого вполне хватает на гаражное помещение.

Чтобы опилки горели как можно дольше и выделяли много тепла, нужно их хорошенько утрамбовать.

Сборка такой печи является простой и быстрой.

Буржуйка

Одними из самых популярных сегодня являются экономичные печки-буржуйки, работающие от дров. Их особенностью является присутствие двух дымоходов, находящихся внутри самой печи. Эти детали обеспечивают лучшую теплоотдачу конструкции.

Изготавливаются эти печи из следующих материалов:

  • листового металла толщиной не меньше 4 мм (лучше 5 мм). Из этого материала нужно сварить корпус, а также дверцы и дымообороты;
  • лист в 6 мм для свода топливника;
  • небольшой отрезок трубы диаметром в 100 мм на патрубок дымохода;
  • арматура периодического профиля диаметром в 16–18 мм (нужна для создания колосниковой решетки);
  • уголок №4 и металлопрокат для изготовления ножек;
  • готовые рукоятки на дверцы.

При использовании указанных материалов точно получится эргономичная и недорогая печь, которая прослужит очень долго.

Печка «капельница»

Такая печка идеально подойдет для маленького гаража, в котором нет отопления и электричества. Подобную эффективную конструкцию можно собрать своими руками.

Она обладает следующими плюсами:

  • экономит топливо;
  • легко перемещается на новое место;
  • простая в применении;
  • используется и для приготовления еды.

Гараж для большинства автовладельцев – это не только пристанище для машины или мини-мастерская, но и место для свободного времяпрепровожде ния. И нередко случается, что зимой на прогрев двигателя приходится тратить больше времени, чем на саму поездку, да и ремонт приятнее и удобнее проводить в тепле. Поэтому рано или поздно все автолюбители задумываются над отоплением гаража.

Покупка или самостоятельное изготовление?

Оптимальным вариантом для обогрева станет печка для гаража своими руками . Подготовка всех комплектующих для этого не составит особого труда, но вначале нужно определиться с типом печки. Для этого учитываются следующие моменты:

  • простота эксплуатации;
  • надежность;
  • низкий расход топлива.

Чтобы выбрать подходящий вариант, нужно ознакомиться со всеми типами конструкций печей.

Основные виды печек

Современное отопительное оборудование можно классифицировать по ряду характеристик, но главной из них является тип используемого топлива. Исходя из этого, можно выделить следующие группы.


Обратите внимание! Монтаж газового котла лучше доверить профессионалам, чтобы были соблюдены все правила обращение с подобного рода приборами.


Гаражная печка – какой она должна быть

Для выбора подходящей конструкции нужно заранее определиться с несколькими важными моментами, среди которых:

  • площадь гаража;
  • планируемые сроки отопления;
  • максимальный бюджет.

Обратите внимание! Если гараж выполнен в виде пристройки к дому, то желательно установить прибор, который будет подключаться к электро- или газовой сети. Если же это отдельное помещение, то лучше организовать автономную систему.

Печь должна иметь следующие параметры:

  • сечение вытяжного канала – 10 см;
  • вес – не более 35 кг;
  • размеры – 70х50х35 см;
  • объем – не больше 12 л.

Это простой вариант, который идеально подходит для обогрева гаражного помещения. Самой популярной среди автолюбителей является конструкция под названием «буржуйка».

Основные преимущества

Среди многочисленных положительных качеств, которыми обладает такая печь, стоит отметить:

  • отсутствие необходимости в строительстве фундамента;
  • простоту эксплуатации;
  • возможность использования как для обогрева, так и для приготовления пищи;
  • экономичность;
  • автономность от коммуникаций;
  • низкую стоимость;
  • небольшие габариты;
  • высокий КПД.

Обратите внимание! Единственным минусом можно считать высокий расход топлива, пускай и относительно недорогого. Древесина быстро перегорает, а тепло, образующееся при этом, не аккумулируется. Как только прекращают топить, корпус печи начинает остывать.

Каких-либо четких требований касаемо конструкции нет, каждый может сделать «буржуйку» с учетом собственных потребностей и предпочтений. Но в любом случае печка должна состоять из четырех основных элементов.

  1. Топочная камера – емкость, в которой будет сгорать топливо.
  2. Решетка, расположенная рядом с основанием. Она обеспечивает тягу и используется для укладки дров.
  3. Зольник устанавливается ниже решетки. Он необходим для удаления сажевых скоплений.
  4. Дымоход.

При желании «буржуйку» можно несколько усовершенствоват ь для сокращения расхода дров. С этой целью вытяжной патрубок устанавливается не рядом с задней стенкой, а поверх дверки. В таком случае вначале будут нагреваться стены печи, а уже потом газы попадут в трубу. Следовательно, увеличится время теплоотдачи.

Что потребуется в работе

Для изготовления дровяной печи требуются такие материалы:

  • швеллер;
  • железная емкость на 200 л;
  • трубы.

Для определения объемов расходных материалов ознакомьтесь с чертежами гаражной печи, тщательно изучите все соединяющие узлы.

Шаг 1. Вначале срезается верхняя часть емкости. Для этого можно воспользоваться болгаркой.

Шаг 2. Равняются образованные кромки. Края бочки заворачиваются молотком внутрь. Аналогичным образом подгибаются края крышки, но в этот раз наружу.

Шаг 3. В центре крышки вырезается отверстие ø10-15 см под трубу. Для этого можно воспользоваться молотком и зубилом.

Шаг 4. К крышке приваривается швеллер. При этом отверстие для пробки можно как заварить, так и оставить для визуального контроля процесса горения.

Шаг 5. В верхней части корпуса проделывается отверстие ø10 см под дымоход, приваривается труба.

Шаг 6. В отверстие на крышке вставляется труба соответствующего диаметра так, чтобы слегка поднималась над поверхностью. С помощью этой трубы будет подаваться воздух в конструкцию.

Печь-«буржуйка» готова.

Особенности эксплуатации

После сборки печи необходимо провести тестирование на предмет правильности функционирования. Для этого нужно выполнить такую последовательнос ть действий.

Шаг 1. Вначале топочная камера на треть заполняется дровами.

Шаг 2. Устанавливается и закрывается крышкой труба для подачи воздуха. В ходе сжигания топлива крышка понемногу опускается.

Шаг 3. Вставляются дрова, слегка смачиваются бензином, кидается зажженная спичка.

Обратите внимание! Если все сделано правильно, то этих дров хватит примерно на семь часов работы. Время теплоотдачи заполненной дровами печи может достигать шестидесяти часов.

Видео – «Буржуйка» своими руками

Схема агрегата на отработанном масле во многом напоминает описанную выше «буржуйку», но все же имеет свои особенности.

Основные преимущества

К сильным сторонам конструкции стоит отнести:


Что потребуется в работе

Для конструирования печи на отработке нужно позаботиться о:

  • вытяжной трубе;
  • паре металлических емкостей с толщиной стенок минимум 4 мм;
  • патрубке под верхнюю емкость;
  • соединительной трубе, имеющей множество отверстий.

Последовательнос ть действий должна быть следующей.

Шаг 1. Одна из емкостей объемом в 10-15 л послужит нижней частью конструкции – именно сюда будет подаваться отработка. В верхней части этой емкости проделывается отверстие.

Шаг 2. Приваривается крышка. Это нужно сделать так, чтобы с ее помощью можно было регулировать подачу воздуха при горении отработки – для этого крышка должна подниматься/опус каться.

Шаг 3. Верхняя емкость будет служить одновременно топочной камерой и нагревательным прибором. Толщина стенок емкости, как уже говорилось, должна быть минимум 4 мм, ведь конструкция будет накаляться до 900ᵒС.

Шаг 4. Емкости соединяются между собой перфорированной трубой ø36 см.

Обратите внимание! Если используется цельнолитое изделие, то в нем необходимо проделать 48 отверстий ø1 см – 6 рядов по 8 штук в каждом.

Шаг 5. К верхней емкости приваривается патрубок.

Шаг 6. К патрубку присоединяется оцинкованная труба для вытяжки. Для обеспечения хорошей тяги высота дымохода должна составлять минимум 4 м.

Если все сделано правильно, то в результате получится печка с такими характеристиками:

Для полноценного обогрева всего помещения нужно придерживаться определенных требований.

  1. Печь необходимо установить как можно дальше от горючих материалов.
  2. Раз в две недели нужно чистить конструкцию.
  3. Если диаметр вытяжной трубы больше, чем выхлопной, то снизится количество сажи.
  4. Если вместо отработки используется чистый материал, то чистку можно проводить реже – примерно раз в месяц.

Пробный запуск печки

После сборки самодельной конструкции необходимо выполнить следующие действия.

Шаг 1. В нижнюю емкость помещается кусок бумаги, поверх него заливается отработка.

Шаг 2. Топливо зажигается (примерно через десять минут).

Шаг 3. При дальнейшей работе отработку необходимо заливать пропорционально – по 4 л за один раз.

Обратите внимание! Вместо отработки можно использовать дизельное топливо.

Для более детального ознакомления с конструкцией, посмотрите тематический видеоматериал.

Видео – Печь на отработанном масле

© При использовании материалов сайта (цитат, изображений) указание источника обязательно.

Ну вот, лето красное пропело. И опять встает вопрос: нужна все-таки печь для гаража! По теплу недосуг было о ней подумать, хлопоты всякие мешали. Теперь, что называется, петух клюнул: хоть в систему охлаждения машины и антифриз залит, но на холоде аккумулятор чахнет. Ладно, пусть он с гелевым элетролитом, сульфатирования не боится при любом морозе. Но емкость все равно падает, масло загустевает, автомобиль заводится плохо, мотор греется долго. И самому уж никак не уютно что-то в «стойле» делать, когда дрожь пробирает и зубы сами собой вальсы Штрауса выстукивают.

Будем делать гаражную печку своими руками? Штука вроде как немудрящая. Не совсем так, гараж нужно обогревать по-иному, . Иначе на отопление, особенно если гараж производственный и люди там целый день находятся, топлива уйдет слишком уж много. Покупать готовую печь? Есть в продаже специальные гаражные, но чего стоят обещания продавцов? И как подобрать подходящую вот именно к этому гаражу? И чтобы тепло в яму проходило, здоровью никак на пользу не пойдет, если руки все время над головой, а ноги стынут. Желательно, конечно, купить такую, что и сама подешевле была, и грела хорошо, и служила долго.

Как остывает гараж?

Но почему это гараж нужно обогревать не так, как дом? Он много меньше, тут сказывается сидящий в печенках у технарей закон квадрата-куба: при уменьшении размеров геометрического тела отношение его поверхности к объему увеличивается. Соответственно, и самодельная печь для гаража, и готовая фирменная, должны иметь тепловую мощность на единицу объема помещения большую, чем домовая . Поясним на примере.

Вот дом, 10х12 м в плане, высотой с цоколем и перекрытиями 5 м. Крышу для простоты возьмем плоскую, сути дела это не изменит. Общий объем дома тогда выйдет 10х12х5 = 600 куб. м, а площадь его поверхности, считая и пол (сквозь него тоже тепло уходит) 10х5х2 (2 короткие стены) + 12х5х2 (2 длинные) + 10х12х2 (пол и крыша) = 100 + 120 + 240 = 460 кв. м. На один куб объема приходится 460/600 = 0,77 квадрата, через который тепло уходит.

Теперь стандартный гараж, 4х7х2,25 м. Объем – 63 куба; площадь поверхности – 105,5 квадратов. На 1 куб – 105,5/70 = 1,67 квадрата , считай, вдвое с лишним большая площадь теплопотерь. Если, скажем, по расчету печь для дома вышла на 10 кВт, то там на единицу объема приходится 10/600 = 0,017 кВт. Для гаража тогда нужно на 1 куб 0,037 кВт, а на весь объем 0,034х63 = 2,33 кВт. Если принять температуру в гараже 16 градусов (для работы) или даже 8 градусов (минимальную стояночную для машины), то мощность обогрева падает ненамного, до 1,8 и 1,2 кВт соответсвенно.

Как греть гараж?

Итак, уже видим, что для отопления гаража нужна печка экономичная: удельный на 1 куб помещения расход топлива здесь более чем вдвое выше. Второй важный момент – печь должна прогревать рабочий объем помещения («рабочий объем» сказано не зря, см. ниже) как можно быстрее, чтобы не затягивать визит владельца-частника или вводить коллектив в состояние надлежащей работоспособности, прежде чем у них появятся мысли о «горючем», которое заливают не в бак, а внутрь себя. Если гараж частный холодный, то печка должна также быстро прогорать и остывать. Тут сказывается уже не столько экономичность, сколько пожарная безопасность.

Примечание: уже по этой причине применение печей на дровах для отопления гаражей ограничено. Самая быстрая обычная разогревается за 15-20 мин, а делов-то в гараже может быть всего на полчаса. Исключение – печи длительного горения для постоянно обогреваемых гаражей, см. далее.

Наконец, гаражей на цоколе с подполом вообще не бывает, а капитальный со стенами в 2 кирпича и наружным утеплением по средствам далеко не каждому, поэтому, кстати говоря, требуемую для гаража тепловую мощность печи нужно как минимум удвоить против грубого расчета выше. Но можно ли вообще обогреть гараж, не тратя «еще полстолька», от того, что идет на дом?

Теплая шапка

Первый способ – шапка нагретого воздуха внутри помещения, не касающаяся или касающаяся самыми краями стен и потолка. Пол, если гараж не на вечной мерзлоте, в самый лютый мороз не выстудится так, как тонкие металлические стены и крыша без чердака. Создать такую шапку можно т. наз. естественно-ограниченной конвекцией.

Что это за зверь такой? Приходилось ли вам приходилось видеть, как резко вспыхивает масса, пусть и небольшая, высокоэнергичного горючего в холодную погоду? Тогда столб дыма скорее всего образовывал грибовидное облачко.

Происходит это оттого, что нагретый воздух, довольно быстро остывая, теряет свою кинетическую энергию и не может растолкать, чтобы подняться выше, плотный холодный воздух. Он ведь сколько-то весит и обладает инерцией, которую нужно преодолеть. Нагретому воздуху тогда приходится расширяться уже вниз и в стороны, т.к. окрестности горячего воздушного столба уже успели немного прогреться и стали не такими плотными. Точно такую же природу имеют характерные «наковальни» грозово-кучевых облаков и облако ядерного взрыва, но там мгновенное энерговыделение столь велико, что гриб образуется обязательно. Иногда даже два на одном столбе, как было в Хиросиме.

Т.е., для эффективного, экономного и быстрого прогрева гаража любого типа нужна печь сравнительно небольшой мощности, создающая достаточно быстрый, но не очень плотный конвективный поток . Невидимый теплый «гриб», закрутившись под потолком, осядет вниз, в т.ч. и в яму, а стен коснется только снизу. Если они снаружи прикрыты снегом, то 2/3-3/4 возможных теплопотерь через них придутся на верхнюю часть, до которой «гриб» не дотянется. А нет разности температур – нет и теплопотерь. Или они в 5-10 раз меньше, чем если бы гараж отапливался по-домашнему.

Примечание: подобный этому, только наоборот, принцип создания «прохладной шапки» используется в мобильных кондиционерах.

Тепловое излучение

Для мгновенного кратковременного обогрева рабочей зоны или, если гараж должным образом утеплен (см. ниже), его целиком, можно использовать тепловое (инфракрасное, ИК) излучение от специальных отопительных приборов; о них – далее. Но если гараж металлический или кирпичный со стенами в полкирпича, от них толку будет мало: и металл, и кирпич достаточно хорошо поглощают ИК. Через металлическую стенку, хорошо проводящую тепло, оно очень быстро пройдет наружу, а там его унесет конвекция. Плохо проводящий тепло кирпич, наоборот, будет накапливать его в себе. Отдавать начнет когда из гаража, возможно, нужно будет и уходить. И отдаст не более половины полученного, т.к. то, что накоплено, уйдет как минимум поровну внутрь и наружу. Реально – наружу больше, т.к. температурный градиент направлен туда.

Об утеплении гаражей

Уже ясно что, прежде чем сделать печь, гараж желательно утеплить. Но так, как дом, снаружи – накладно будет. Может быть, вообще невозможно, если гараж в общем ряду вплотную к соседним. Утепляться же изнутри вообще плохо: точка росы неизбежно будет попадать в зазор между утеплителем и стенкой, там будет выпадать конденсат, и строение через несколько лет придет в негодность.

Тем не менее, под обогрев теплой шапкой или ИК можно утеплиться изнутри . Для этого стены обшивают тонкими негорючими и не содержащими асбеста плохо проводящими тепло материалами, напр. плоским ондулином. Можно применять и древесные самозатухающие – ДВП, ДСП толщиной 4-6 мм. Но не самозатухающие пластики, вдруг возгорание, они выделят огромный объем ядовитых газов!

Обшивку делают, отступив 20-50 мм от стены. В металлическом гараже удобно крепить ее листы к каркасу, подложив шайбы, чтобы не было полностью замкнутых полостей. От пола также отступают на 50-70 мм. Перед обшивкой металлические стены грунтуют и красят в 2 слоя. На кирпичную желательно нанести слой вермикулитовой штукатурки.

При таком способе утепления конденсат под обшивкой будет испаряться, не навредив. Все указанные материалы хорошо отражают ИК, а воздушную шапку просто не подпустят к стене. Для постоянно обитаемых помещений вентилируемое утепление изнутри не годится, влажность без обогрева будет прыгать выше предельно допустимой по санитарным нормам!

О кирпичных гаражных печах

Второй вывод из вышеизложенного – для обогрева гаража подходит плохо:

  • Теплоотдача кирпичных печей около 0,5 кВт с 1 кв. м их поверхности. Если подсчитать, какого размера печка нужна в гараж, то выйдет, что стоять там будет только она, а машину придется оставить снаружи.
  • Кирпичной печи для долгой жизни тоже нужен комфорт: ровный микроклимат в помещении и влажность в пределах санитарных норм. В гараже глиняный кладочный раствор скоро раскиснет и печь «поплывет»: глиняный раствор не схватывается, как цемент, но высыхает, а необожженная глина гигроскопична.
  • Конвекция от кирпичной печи довольно вялая. Ни о какой теплой шапке не может быть и речи; нагретый воздух отойдет к стенам и остынет, опускаясь вдоль них, прежде чем хоть что-то обогреет.
  • Кирпичная печь долго, 1-1,5 часа, прогревается. Частнику придется протапливать ее загодя (а если в гараж понадобилось зайти внезапно?), а в производственном гараже производительности труда в начале смены не жди. Да и потом, скорее всего, тоже. Доплачивать кому-либо за обязанности истопника – лишний расход, без которого можно обойтись, если печь прогревается быстро.

Тем не менее, кирпич для полноценного обогрева гаража нужен. Как дополнительный теплоаккумулятор, о чем будет сказано далее.

Выбираем гаражную печку

У себя дома

Тяжелые горючие жидкости (отработка, темное печное топливо, сланцевое масло, рапсовое масло, лакокрасочные отходы – шлам льняного, конопляного, хлопкового масла) либо найдутся на хозяйстве, либо есть в продаже. Причем цена 1 заключенной в них гигакалории оказывается ниже, чем газовой, не говоря уже об ЛВЖ. Нужно только сжечь их полностью, превратив либо в теплую шапку, либо в ИК. С этим успешно справляются масляные печи длительного горения разных типов.

Общая схема их устройства показана на рис. Теплота сгорания топлива используется в несколько этапов, за счет чего масло само себя разлагает пиролизом в газификаторе (зона смешивания + зона пиролиза) до легких полностью сгорающих компонент. Воздух подтекает со стороны через отверстия в колонне без наддува по мере потребности. Непременная принадлежность такой печи – двухсекционная камера догорания, или дожигатель, вверху на рис. Две стадии дожигания необходимы потому, что при сгорании пиролизных газов развивается высокая тепмпература, отчего образуются окислы азота. Их нужно задержать в зоне с температурой не ниже 400 градусов, тогда они распадутся и выделят дополнительную энергию.

Очень экономичны: на мощности 8-10 кВт расход топлива 1,5-2 л/ч. Разгораются практически мгновенно, дают мощнейший поток ИК, а если окружить печь экраном из оцинковки, то конвективная струя создаст теплую шапку в любом частном гараже. Если от собственно печи взять только топливный бак – испаритель, а газификатор с камерой сгорания выполнить изогнутым, то в качестве дожигателя можно использовать двухкамерную печку-буржуйку (в центре и справа на рис. внизу), о которой будет рассказано далее. Получится печка универсальная: дрова, уголь, отработка. Изменением подачи воздуха в топливный бак можно регулировать мощность печи в довольно широких пределах.

Конструкций печей на отработке любителями разработано немало, их делают на заказ мастера-индивидуалы, мелкие фирмы и даже некоторые крупные предприятия. Цена – от $40-50. Недостаток всего один, но очень серьезный: масляно-пиролизная печь пожаро- и взрывоопасна. Из отверстий зоны сгорания бьет открытое пламя, а температура большой части поверхности печи намного превышает температуру вспышки паров ЛВЖ. Если пролить возле печи бензин, то его пары будут затянуты в газификатор, вспыхнут, давление в нем скачком повысится, а из топливного бака выбросится кипящее горящее масло. На уже пролитую ЛВЖ.

Поэтому обращаться к пожарникам за разрешением на эксплуатацию печи на отработке бесполезно, она запрещена. Ставить в частных гаражах не запрещено, но пользоваться – на свой страх и риск.

На производстве

Производственные гаражи чаще всего обширные и высокие, электрифицированные, а стены их кирпичные или бетонные. Кроме того, в производственные издержки закладывается некоторый расход дизтоплива на отопление. В таких условиях для общего обогрева самым экономичным источником тепла, причем мгновенного действия, оказываются тепловые пушки на жидком топливе, см. рис. ниже. Работают они на солярке; есть и многотопливные модели. КПД теплопушек под 100% С пульта управления можно задавать программу прогрева согласно сезону и параметрам помещения.

Примечание 3: теплопушки электрические и химические каталитические мы не рассматриваем; они используются в случае отсутствия жидкого топлива и отопление ими очень дорого.

Слева – схема устройства теплопушки прямого нагрева. В ней отработанные газы выходят в общем потоке с теплым воздухом. Хотя топливо расходуется буквально по каплям, тепловые пушки прямого нагрева можно применять только на открытом воздухе для наружного обогрева необитаемых объектов, в т.ч. грунта.

В теплопушках косвенного нагрева (в центре и справа) конструкция газовоздушного теплообменника сложнее и обеспечивает полное разделение нагреваемого воздуха и отработанных газов; последние удаляются в дымоход. Естественной тяги для дымохода не нужно, напор в нем создает вентилятор наддува, поэтому на дымовую трубу пойдет любой металлогофр, просунутый наружу как угодно. Но давление в дымоходе теплопушки выше атмосферного (в дымоходе с естественной тягой – ниже), поэтому щели и трещины в нем недопустимы, отработанные газы через них сразу пойдут в помещение.

Можно ли теплопушку домой?

Немало автомобилистов, соблазнившись высоким КПД, производительностью тепла и мгновенной готовностью к действию, раскошеливаются на теплопушку для гаража, тем более что в продаже есть модели малой мощности. А потом на форумах пишут что-то вроде: «Купил теплопушку, только зря солярку жрет. Как она цех на работе греет? Буду делать печку».

Автор пришел к правильному выводу. Дело в том, что кинетическая энергия воздушной струи из теплопушки для частного гаража слишком велика. Не успеет она образовать теплый гриб, ударится в стену или потолок, растечется по ним и зря выстудится. Вот и выходит – 800 кубов греет отлично, а 80 не может .

Сделать теплопушку на жидком топливе послабее нельзя. Сопло форсунки придется выполнить таким узеньким, что стабильного горения не получится даже на идеально профильтрованном и обезвоженном топливе из-за его собственной вязкости, капиллярных явлений и отложения микрочастиц битума. В общем, для обогрева малого частного гаража теплопушка не вариант.

И там, и там

Для местного обогрева ограниченных рабочих зон в производственных помещениях и малых частных гаражей более подойдет дизельная инфракрасная печь, см. рис. В ее основе – капельная испарительная горелка, работающая на любом тяжелом жидком топливе, от керосина и солярки до нефтешлама и пищевых растительных масел. Полное сгорание и КПД практически в 100% обеспечивается за счет наддува от микровентилятора в дожигатель, он же ИК-излучатель. Его чаще всего окружают рефлектором, но для длительного обогрева своего гаража лучше подойдет печь кругового излучения. При условии, что гараж утеплен под ИК-прогрев, как описано выше.

В производственных помещениях с потолками от 3,5 м высотой и принудительной приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей не менее 2-х обменов воздуха в час, дизельные ИК-печи допустимо эксплуатировать без дымохода. Норма, как правило, не более одной на 200 кв. м общей площади. Точнее оговаривается в спецификации на печь и в техпаспорте помещения. Для частного гаража печку придется снабдить простейшим дымоходом, таким же, как для теплопушки.

Вдруг устроить дымоход нет возможности, то предпочтительнее оказывается газовая каталитическая ИК-печь (см. рис. справа); такие можно использовать без специальных мер газоотведения даже в жилых помещениях. КПД тоже почти 100% Однако и у дизельной, и у газовой излучательных печек, кроме необходимости подготовки помещения под ИК-обогрев, есть еще один существенный недостаток: температура излучающей поверхности превышает температуру вспышки паров автомобильного горючего.

Если машина в гараже с дизельным двигателем, то опасность невелика: для вспышки паров солярки необходима их плотность, которой можно добиться только повышением давления до нескольких ати. А вот пары бензина могут создать необходимую для вспышки плотность уже при атмосферном давлении. Так что обогревать гараж с бензиновым автомобилем дизельной или газовой печкой нежелательно . Для газовой, кроме того, требуется отдельный баллон, который денег стоит. Протянуть из кухни в гараж трубопровод или шланг по морозу нереально, в нем осядет газоконденсат и перекроет просвет трубки.

Беремся за самоделки

Что ж, приходится сделать вывод, что для обогрева собственного гаража больше подходит на твердом топливе с дымоходом на естественной тяге . Мгновенно она не разогреется, но можно добиться полной изоляции внутреннего пространства гаража от пламени. Естественная тяга в дымоходе означает, что от устья топки до верхнего обреза дымовой трубы давление будет меньше атмосферного и обратный выброс пламени в штатном режиме горения исключен, что важно по пожарной безопасности.

А с точки зрения экономичности важно, что удельное энерговыделение дров, угля или брикетов как раз соответствует необходимому для придания конвективной струе кинетической энергии, требуемой для создания теплой шапки. Формальный проигрыш в КПД (60-85% у твердотопливных печей) на самом деле оборачивается экономией денег на обогрев за счет уменьшения теплопотерь.

И еще один существенный момент: большинство конструкций печей на твердом топливе позволяют устроить на них варочную поверхность. Речь идет не только и не столько о чайнике или кастрюле для собственного потребления. Разве не приходилось вам работать с защитными мастиками, ремонтными компаундами? На упаковке допустимый температурный диапазон начинается не от нуля или минуса. А если подогреть до 35-40 градусов, то и ляжет лучше и держаться будет прочнее. Можно перечислить еще много авторабот, требующих небольшого, но достаточно равномерного подогрева детали или ее покрытия. ИК так не нагреешь, излучение со всех сторон деталь или емкость не охватит.

Об экранировании печей

Для того, чтобы конвективный поток воздуха сразу расплылся в гриб и образовал шапку, он должен быть слабым, но быстрым, т.е. достаточно сконцентрированным. Как этого добиться? Точнее, как помочь маломощной печке не дать нагретому воздуху сразу расползтись в стороны?

Технический прием для этого известен давно, это экранирование печи листовым металлом. Его сущность видна из рис. справа: в промежутке между экраном о печью оказывается запертым не менее половины (реально – до 3/4) ее ИК-излучения, которое, во-первых, обеспечивает температурный режим самой печи, необходимый для эффективного сгорания топлива и повышения КПД. А во-вторых, что уже важнее для обогрева, сильно греет воздух, создавая очаг конвекции маломощный, но хорошо сосредоточенный. Как раз то, что нужно для расплывания в гриб немного выше.

Основа

Хорошие гаражные печи ведут свою родословную от . Не удивительно, ведь большая буржуйская квартира в годы послереволюционной разрухи по требуемым для ее обогрева условиям тот же гараж. Первые буржуйки были простыми однокамерными, поз. А на рис. ниже. Им для эффективности необходим дымоход с длинным горизонтальным коленом – боровом. В гараже боров неудобен, да и раскаляется при топке докрасна. Но уже на буржуйках начала прошлого века была отработана топка печей способом медленного горения.

При медленном горении топливо горит сверху. Непосредственно под горящим слоем развивается его термическое разложение на летучие горючие вещества – пиролиз. Пиролизные газы, попадая сразу в пламя, сгорают и выделяют дополнительное тепло, повышая КПД печи.

Поскольку для дожигания улетающих в дымоход газов необходимо некоторое протяженное пространство, современные буржуйки и их потомков делают двухкамерными с дожигателем, поз. Б на рис. Вторичный воздух для дожигания может браться от общего потока в топку, через отдельный дроссель или через щели между вкладышами конфорки. Регулируя подачу воздуха, можно менять мощность печи. Специально под длительное горение были разработаны и особые виды печей, см. в конце.

О конструкции самодельной гаражной буржуйки мы поговорим далее, а из готовых покупных малый гараж лучше греть ее мини-потомками: яхтенно-катерными камельками-камбузами (слева на рис.) или туристскими походными печками длительного горения, справа там же. Камелек обойдется несколько дороже (где-то на $2-5), но создаст лучшую конвекцию и более продуман с точки зрения пожарной безопасности. Вообще, по требованиям к отопительно-варочной печи каюта крейсерской парусной яхты ближе к гаражу, чем палатка.

Камелек годится для кратковременного обогрева: он разогревается до номинальной мощности за 3-4 мин, но его нужно подтапливать. Прогрев гаража походной печкой начинает чувствоваться через 5-10 мин, смотря по погоде, но после растопки она отдает тепло без присмотра 3-6 час.

Прямым потомком буржуйки с дожиганием является также известная или просто буллер. Применительно к гаражу ее следовало бы назвать печью-конвектором. Схема буллера показана слева на рис. Фактически конструкторы выполнили конвекционный экран в виде 2-х батарей труб-воздуховодов и свели его в одно с корпусом печи. КПД буллера до 75%, выпускаются печи булерьян на мощность от 2 до 200 кВт. Цена маломощных от $30. В РФ буллеры производятся серийно под марками «Бренеран» (вторая слева поз.), «Аляска», «Сибирь» и др.

Для гаража более подойдет т. наз. палаточный полубуллер, третья слева поз. Направленные прямо вверх сопла батарей облегчают расплывание воздушной струи в гриб, и варочная поверхность тоже не будет лишней. На принципе буллера выпускаются и печи-калориферы других типов (справа на рис.): «Профессор Бутаков», «Огонь-батарея» и др. Благодаря использованию современных материалов и компьютерных технологий для проектирования их КПД превышает 85%, но они в несколько раз дороже простого буллера той же мощности.

Как обмануть буллер?

Печь булерьян можно назвать идеальной для отопления гаража: теплоотдача начинается через 3-5 мин после растопки, можно топить в пламенном режиме на короткое время, а в режиме длительного горения одной загрузки топлива хватает на 6-8 час. Без существенного ухудшения КПД буллер можно топить, в отличие от специальных печей длительного горения, довольно-таки сыроватыми дровами.

Однако у буллера есть существенный недостаток: это печь исключительно дровяная. Ее разработали для нужд канадских лесорубов, и вопрос о каком-то другом топливе просто не стоял. Все попытки приспособить булерьян под уголь, торф и пр. пока не дали успешного результата.

Если речь идет о временной протопке для работы в гараже, то буллер можно обмануть, устроив в нем теплоаккумулятор из кирпича. Точнее, из боя шамотного кирпича средней крупности, от спичечного коробка до сигаретной пачки. Обычный кирпич не подойдет, его теплопроводность и теплоемкость слишком малы.

Бой шамота закладывают в топку неплотно, чтобы в кирпичной массе было достаточно воздушных ходов. Затем теплонакопитель разогревают паяльной лампой, газовой или бензоводушной горелкой. Когда шамот раскалится до красно-оранжевого, это около 5 мин, за которые помещение уже прогреется, горелку убирают, дверцу топки, воздушный дроссель регулировки мощности и шибер дымохода полностью закрывают. Теплоотдача в помещение продолжится еще 1-4 час, смотря по мощности печи, типу гаража и погоде. Присмотра, разумеется, не нужно.

Что лучше?

А какая же все-таки лучшая печь для гаража? Булерьян? Если печь покупная, то да. Цена буллера невысока, греет отлично, топлива требует мало, как для гаража и придуман. Но если делать гаражную печь самому, то появляются немалые сложности, см. след. разд. В таком случае лучше будет остановиться на приспособленной к гаражу буржуйке, см. там же. Сделать ее элементарно просто, лишь бы сварка была. Кратковременно на дровах или угле греет не хуже буллера, а для длительного обогрева буржуйку можно запустить на отработке. Чего буллер, кстати говоря, не позволяет: из-за очень интенсивного отбора тепла в конвектор как дожигатель он почти не дожигает, только нагаром изнутри обрастает. Вот упрямая печка, никак кроме дров ничего не ест.

Примеры конструкций

Как пример к вышеизложенному здесь на рис. – чертежи печи булерьян на тепловую мощность до 6-13 кВт. Общее количество труб в батареях можно уменьшить до 6-7, тогда соответственно сократится и длина печи. Также вполне можно обойтись без смотровой вставки из жаростойкого стекла в дверце, печь разжигается абсолютно надежно.

Но вот точеные детали, гнутье труб по шаблону и фасонные заготовки из 4-мм стали нужны обязательно. Т.е., самому за изготовление буллера следует браться только достаточно опытному мастеру, имеющему возможность пользоваться хоть самым малым станочным парком.

Примечание: подробнее об изготовлении буллера для гаража, порядке топки и пользования печи можно посмотреть в видеороликах ниже.

Видео: пример изготовления булерьяна для гаража

Видео: эксплуатация печи булерьян в гараже



А вот тут на рис. – простая буржуйка для гаража. Эффективность печи повышена за счет дожигателя с двойным перевалом. Сделать ее можно в том же гараже. Размеры в плане вдвое меньше, чем у буллера, но тепловая мощность и конвекция в пламенном режиме на воздушно-сухих дровах или угле почти такае же. В режиме длительного (точнее, приближенного к длительному) горения мощность примерно вдвое меньше и в течение 3-4 час падает до нуля. Регулируется она в небольших пределах приоткрыванием дверцы поддувала.

Деталь 1 (корпус и перегородки дожигателя) выполняются из стали 2,5-4 мм. Колосниковая решетка 2 – из стали толщиной 4-8 мм. Экран 3 – из жести или тонкой оцинковки. Варианты исполнения проставок под экран 4 показаны на врезке.

О печах длительного горения

Постоянно обогреваемый гараж с печным отоплением дело, вообще говоря, рискованное . Но в некоторых местностях у владельцев автомобилей просто иного выхода нет. В таком случае выручит . Кроме того, что самодельные, из подручных материалов, «длинные» печки обеспечивают равномерную теплоотдачу в течение 12-24 час, они работают и на опилках, стружке, щепе, мелковеточном хворосте, соломе, сухих листьях, картонажно-бумажных отходах. Общие недостатки печей длительного горения следующие:

  • Топливо требуется только комнатно-сухое, т.е. в гараже нужно будет отвести место под дровник, что еще и увеличивает пожарную опасность.
  • В дымоходе оседает обильный конденсат (молекулы воды образуются при пиролизе древесины или летучих компонент угля), поэтому требуется колено дымохода с его сборником и вентилем для слива, что еще отнимает место под печь.
  • Погасить разожженную печь невозможно, топливо должно полностью прогореть само.
  • Эксплуатация самодельных печей длительного горения не разрешена пожарными правилами, что автоматически аннулирует страховку гаража и автомобиля.
  • Если машина взята в аренду или лизинг (аренду с выкупом), то арендодатель получает право в любой момент отобрать ее, не возвращая ни копейки из уже полученных платежей.

Печи длительного горения выполняются в основном по 2 схемам: с закрытой и открытой зонами горения. КПД и тех и других в любительском исполнении достигает 70% Печи с закрытой зоной горения развивают большую удельную тепловую мощность, но несколько сложнее по конструкции.

Пример первых – всем известная , см. рис. ниже. Она весьма популярна, т.к. ее можно сделать из бочки, и т.п. Бубафоня без экрана дает конвективный поток, как раз достаточный для создания теплой шапки. Однако у бубафони как печи для гаража есть серьезный недостаток: при задувании в дымоход возможно обратное горение, при котором из воздуховода бьет пламя, что в гараже никак ни к чему.

Из печей с открытой зоной горения достаточно популярна «Слобожанка», см. рис. ниже. Она предельно проста по конструкции и, если во время топки не снимать крышку, совершенно безопасна. «Слобожанку» малыми сериями выпускают некоторые мелкие частные предприятия. Но сделать ее из баллона или трубы не выйдет: диаметр печи должен быть в пределах 500-700 мм. При равных с бубафоней размерах мощность «Слобожанки» примерно вдвое ниже. Для создания теплой шапки необходим экран.

В заключение – а вдруг?

Вдруг – это возгорание в гараже. Печка там все-таки. На такой случай не лишним будет 1 или, для гарантии, пара меньших автоматических энергонезависимых углекислотных огнетушителей, их вешают на стену рядом с печкой. Нужно только выбрать по спецификации, чтобы объем выпускаемого газа был в 1,5-2 раза больше объема гаража. Как правило, огнетушителя с зарядом в 5 кг хватает.

Если просто открыть вентиль прибора, то ничего не произойдет: сжиженный углекислый газ в баллоне заперт выпуклой предварительно напряженной биметаллической мембраной. Если же баллон или непосредственно головка огнетушителя нагреется свыше 70 градусов, мембрана вывернется, наколется на острие, разорвется и газ пойдет наружу. С такой страховкой можно спать более-менее спокойно даже при обогреве гаража печью длительного горения.